В предыдущих статьях я рассказал о двух сохранившихся до наших дней автомобилях, подаренных И,В.Сталину на семидесятилетие в 1949 году. Информацию об этом см. по ссылкам: Автомобили Сталина.Часть 2 и Автомобили Сталина 3
К сожалению еще два автомобиля, а также оба мотоцикла были утрачены.
Что касается утерянных автомобилей, то их судьба точно неизвестна. Как я уже сообщал в предыдущих статьях, в связи с развернувшейся в стране борьбой с культом личности И.В.Сталина, подаренные ему автомобили в 1955 году были переданы горздраву и работали в медицинских учреждениях. Затем, вероятнее всего, их списали и продали по большому блату в частные руки. Два из них (чехословацкие «Татрпаплан» и «Аэро Минор») чудом удалось спасти.
Материалы об этом читайте в моих предыдущих публикациях.
Судьбы двух оставшихся (чехословацкой «Шкоды» и восточногерманской «БМВ») до сих пор неизвестны. Более того, если фотографию «Шкоды» можно увидеть на стенде подарков, сделанных еще на территории Чехословакии, то изображений «БМВ» никто не опубликовал.
Но это не означает, что их вовсе не осталось в частных домашних архивах. Ведь выставку подарков товарищу Сталину посетило огромное количество советских и иностранных граждан.
Зато фотографии обоих мотоциклов сохранились. Это были машины восточногерманского (BMW R35)
и чехословацкого (JAWA 250) производства
К чехословацкому мотоциклу было приложено письмо с переводом на русский язык. В нем, в частности говорилось, что учитывая чрезвычайно важное значение подарка, рабочие и служащие уделили подбору серийных деталей, их проверке и сборке мотоцикла особое внимание и любовь. Над изготовлением машины работали в Праге и в городе Бродцех над рекой Сазавой 42 товарища.
Если автомобили, подаренные любимому вождю, прежде чем сгинуть, хотя бы успели послужить несколько лет людям, то судьба мотоциклов оказалось еще более печальной.
Согласно постановления Президиума правления всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний от 29 апреля 1956 года было принято решение о безвозмездной передаче указанных мотоциклов, с целью изучения автодела воспитанниками подшефных школы и детдома.
В итоге сталинский мотоцикл JAWA 350 оказался в школе №612 Куйбышевского района, а BMW R35 в детском доме №45 Куйбышевского района. Нетрудно догадаться, как сложилась дальнейшая печальная судьба двух сталинских мотоциклов.
Здесь возникает риторический вопрос; в какую сумму были бы оценены две эти машины, доживи они до наших дней?
Завершить же сей грустный рассказ хочется старой русской пословицей: "Что имеем не храним, потерявши плачем"