Ранние проявления
Хотя национализм уникален для современного мира, некоторые его элементы прослеживаются на протяжении всей истории. Первые корни национализма, вероятно, можно найти у древних евреев, которые считали себя избранным народом, то есть народом, в целом выше, всех других народов. Древние греки также чувствовали превосходство над другими народами и, кроме того, чувствовали большую преданность политическому сообществу. Эти чувства культурного превосходства (этноцентризма), похожие на национализм, уступили место гораздо более универсальным отождествлениям в рамках Римской империи
По мере того как из мелких феодальных государств строились сильные централизованные монархии, развивались региональные языки и формы искусства, расширялась местная экономика, народная идентификация с этими событиями становилась все более значимой. К примеру, постоянные вторжение иностранных государств на итальянские провинции, которые тогда еще не были единой нацией, побуждали таких мыслителей, как Никколо Макиавелли, задуматься о создание федерации из разрозненных итальянских провинций. Религиозные войны и Реформации настраивали нацию против себя, что привело к националистической экономической доктрине меркантилизма.
Девятнадцатый век
В 19 веке национализм стал широко распространен и был мощной силой. За это время национализм проявил себя во многих областях как двигатель национального объединения и независимости. Дух национализма получил особенно сильное влияние в Германии, где такие мыслители, как Иоганн Готфрид фон Гердер и Иоганн Готлиб Фихте, развили идею Единства Германии. Однако национализм, который вдохновил немецкий народ восстать против империи Наполеона I, был консервативным, ограниченный узкими традициями, а не либеральным. И когда раздробленная Германия была окончательно объединена в Германскую империю в 1871 году, это было высоко авторитарное и милитаристское государство. После многих лет борьбы, Италия также достигла национального объединения, но некоторые районы, населенные итальянцами (например, Триест), не были включены в новое государство, и это породило проблему ирредентизма.
Во второй половине 19-го века зародились сильные националистические движения среди народов подчиняющихся многонациональными Австрийской и Османской империям, также это было в Ирландии при британском правлении и в Польше при российском правлении. В то же время, однако, с появлением в Европе сильных национальных государств, национализм все больше становился настроением консерваторов. Он был направлен против таких международных движений, как социализм и коммунизм. Конфликты на национальной почве были во многом связаны с началом Первой мировой войны.
Двадцатый век
В начале 20-го века, после распада Австро-Венгрии и Османской империи, было создано много независимых наций, особенно в результате мирных договоров, положивших конец Первой мировой войне. Парижская мирная конференция установила принцип национального самоопределения, поддержанный Лигой Наций и позже Организацией Объединенных Наций(ООН). Хотя самоопределение является националистическим принципом, оно также признает базовое равенство всех наций, больших или малых, и поэтому выходит за рамки узкого национализма.
Однако именно этот последний тип национализма возник в нацистской Германии, проповедуя превосходство так называемой арийской расы и необходимость истребления евреев и порабощения славянских народов в их жизненном пространстве . Итальянский фашизм аналогичным образом основывался на крайних националистических настроениях. В то же время азиатские и африканские колониальные территории, стремясь отбросить имперские узы, развивались националистические движения. Возможно, самым известным из них был Индийский национальный конгресс, который боролся за независимость Индии более 60 лет. После Второй мировой войны национализм в Азии и Африке распространился такими быстрыми темпами, что десятки новых наций были созданы из бывших колониальных территориальных владений.
Несмотря на то, что к 1990-м годам взаимозависимость и глобальные связи соединили все нации, национализм, похоже, стал более экстремальным с распадом советского союза, ростом мусульманского фундаментализма и крахом Югославии. Ксенофобские, сепаратистские движения не обязательно ограничиваются новыми независимыми государствами; они появляются во многих европейских странах и Канаде, а также в Индии, Иране, Ираке, Турции, Ливане, Индонезии, Шри-Ланке и многих других. Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Организация американских государств и Организация африканского единства, представляют попытки обуздать крайний национализм, подчеркивая сотрудничество между нациями.