Найти тему
Лениздат

«Заткнитесь и слушайте»

Оглавление

Правила интервью от Ивана Сурвилло

19 лет, 50 тысяч подписчиков, спецкор The Village, апостол Esquire– Иван Сурвилло считается лучшим молодым интервьюером. Он пытался учиться на журфаке «вышки», но ушел оттуда, и сейчас сам выступает с лекциями перед студентами, рассказывает за час то, чему обычно учат один-два года. «Лениздат» послушал и записал основные тезисы. Сравните со своими правилами. Вы так же берете интервью?

За пару лет Иван Сурвилло взял около 60 «интервью о личном». Так называется его проект. Иван поговорил с журналистами, чиновниками, общественными деятелями. На его вопросы отвечали Алексей Венедиктов, Галина Тимченко, Киёсе Куросава, инокиня Марфа. Одно из последних – интервью с Никитой Могутиным о его «Базе». 

- Я спрашиваю интересных мне людей о том, о чем обычно не задают вопросы в интервью: как вы хотите умереть, за что вам стыдно, когда вам было последний раз по-настоящему страшно. Для меня этот проект – это способ научиться жить, собрать как можно больше данных о том, как живут другие люди.

Как найти контакты

- 90 процентов спикеров есть в Facebook. Им можно написать и большинство отвечают.

- Личную почту известных людей ищет Google. Так Иван нашел e-mailДмитрия Быкова, правда, тот пока отказался от интервью.

- Спросить у знакомых или предыдущих собеседников.

- Найти нужного человека на мероприятии и там попросить о встрече и интервью. Например, Галина Тимченко – основатель «Медузы» – Ивану не отказала, когда он набрался смелости и подошел к ней после одной из ее лекций.

- Есть база nutcall. Она стоит денег, но там можно найти почти любые контакты.

Как договориться об интервью

- Написать письмо, в котором сказать, кто ты, что ты хочешь (встретиться и поговорить), у кого еще брал интервью (это помогает попасть в «социальный пузырь» человека, если он увидит знакомые имена в списке тех, с кем вы уже общались).

- Если это интервью не для конкретного СМИ, лучше представиться «независимым журналистом», но все равно перечислить, с кем вы уже говорили.

- Встречаться лично. Не соглашаться на интервью «по переписке». При личном контакте можно заметить дополнительные детали, которые могут навести на интересные вопросы. Если герой не хочет встречаться лично, у Ивана есть «волшебная фраза»: «Я не хочу тратить свое и ваше время на посредственное интервью». Ему она обычно помогает, и люди находят на него время.

- Если человек не отвечает на письма – писать еще, пока не ответит.

- Отказ – это тяжело, но так бывает. Можно попробовать последнее средства и спросить, «если не сейчас, то когда?» Есть шанс, что человек согласится вернуться к этой теме через несколько месяцев.

- Присылать список вопросов до интервью – порочная практика. Когда очень настаивают, можно выслать примерные темы или не все вопросы, оставив самые важные, интересные до встречи. 

- Главное – понять, чего вы хотите от этого интервью. Иван считает провальным интервью с режиссером Киёси Куросавой. Оно получилось, скорее, для галочки – просто с известным человеком, но не настолько глубоким, как хотелось бы автору. «Мне за него стыдно», - говорит Иван.

Как составить вопросы

- Задавать открытые вопросы (не те, на которые можно ответить «да» / «нет»)

- Задавать короткие вопросы. Интервью не про журналиста, а про того человека, с которым он говорит, и именно он должен рассказывать, а не слушать корреспондента.  

- Один вопрос за один раз. Не пытаться задавать сразу 2-3 вопроса в одном.

- Не надо делать за героев предположений. Пусть сами отвечают то, что думают, без подсказок.

- Наврать на прямой вопрос сложно.

- Чтобы составить интересные вопросы, придется изучить информацию о человеке – в помощь «Википедия», Google. Можно почитать, посмотреть или послушать предыдущие 7 интервью. Причем аудио- и видео интервью дадут больше информации о человеке, так как они не так сильно отредактированы.

- Интересные вещи о собеседнике могут подсказать коллеги-журналисты, которые с ним уже общались. Наверняка что-то не вошло в их тексты (из-за формата издания или допустимых объемов) или просто осталось «за кадром», но пригодится вам.

- Коллекционируйте классные вопросы. Записывайте идеи, однажды они вам пригодятся.

Как идти на интервью

- Всегда берите с собой 2-3 диктофона. Если рассчитывать только на один, он может сломаться, его могут украсть, запись пропадет непредсказуемым образом. Договориться и перезаписать интервью – можно попробовать, но шансов мало.

- Приходите за 10 минут до встречи. Лучше подождать, чем опоздать и все сорвать.

- Волнение перед интервью – это нормально. Оно показывает, что у вас все в порядке с самооценкой.

- Если общаетесь с чиновником или бизнесменом, уводите его из офиса. В рабочей обстановке они будет говорить на «рабочем» языке. В соседнем кафе расслабится и станет человечнее.

Метод Сурвилло
Когда собеседник зажат, Иван советует уронить диктофон и попросить человека его подать. Непонятно как, но это работает и спикер становится более открытым.

- В кабинетах (если уж из них не вытащить человека) не садитесь на место просителя. Предложите переместиться на диван, в кресла, за соседний журнальный столик.

Как задавать вопросы

- Начинать лучше с вопросов о чем-то не относящемся к теме интервью или просто напомнить о том, кто вы, откуда, чего хотите.

- Всегда начинайте интервью с того, что спросите разрешение собеседника на запись. При этом ваш вопрос и его ответ должны быть записаны на диктофон.

- Держите вопросы под рукой – на смартфоне, в блокноте.

- Первый вопрос не должен напугать спикера. У Ивана универсальный первый вопрос: «Назовите книгу, которая на вас повлияла».

- Заткнитесь и слушайте. Лучше дать человеку высказаться, поэтому кивайте, поддакивайте, но не перебивайте.

- Вытаскивайте истории, уточняйте детали.

"Интервью – это просто беседа двух людей о том, что им интересно, а не сакральное действие"

- Главные вопросы надо начинать задавать со второй трети интервью, когда человек уже привыкнет к журналисту. А самые сложные вопросы лучше оставить на конец. В худшем случае спикер не захочет на них отвечать и вообще прекратит интервью.

- Если собеседник не отвечает на заданный вопрос, надо его задать еще пару раз. Если и с третьей попытки не добьетесь ответа, можно прямо спросить – «Почему вы не отвечаете на этот вопрос?»

- Тишина полезна. Не стоит торопиться прерывать «неловкие паузы». Сам интервьюируемый, чтобы их прервать, может начать рассказывать что-то дополнительно, зачастую самое интересное.  

- Во время беседы смотрите собеседнику в глаза или в область переносицы.

- Ставьте под сомнение от третьего лица. Не «я слышал, что вы завышаете цены», а «ваши конкуренты говорят, что вы завышаете цены».

Не навреди! Нельзя допускать, чтобы из-за интервью ваш герой пострадал. Из итоговой версии текста можно убирать некоторые слова. А определенные вопросы можно не задавать, оставив на потом или использовав как-то иначе имеющуюся информацию.

- Заключительный вопрос важен, как и первый. Придумайте что-то эффектное. Иван, например, всех спрашивает, как бы они хотели умереть.

- Диктофон стоит выключать перед уходом, а не после того как интервью формально закончилось.

Что делать дальше

- Если интервью не нравится – это тоже нормально.

- Если герой интервью не просил его согласовывать – убегайте (тогда не придется и согласовывать).

- По требованию собеседника Иван соглашается править только факты (и то со ссылкой внизу, что изначально они звучали иначе), но не дает переписывать мнения.

- Не согласовывайте интервью через пресс-службы. При встрече просите личную почту, отправляйте в мессенджеры и просите человека самостоятельно прочитать текст. По возможности, предложите принести готовый текст, чтобы вместе внести изменения. При личной встрече больше шансов уговорить не править.

- Умение редактировать интервью приходит только с практикой и хорошими редакторами, которые умеют объяснять, что и как лучше делать.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и не забывайте делиться материалами в соцсетях!