Студенческая хоккейная Лига - территория развития.
Студенческая хоккейная лига – траектория развития.
Хоккей является одним из наиболее популярных видов спорта в Российской Федерации. Более 10000 студентов в возрасте 16-25 лет занимаются хоккеем на регулярной основе. Создание необходимых условий для формирования и поддержки студенческих хоккейных команд и их участия в многоэтапных межрегиональных соревнованиях способствует популяризации здорового образа жизни и повышению двигательной активности студентов.
Команды заинтересованы в усилении игровых составов и готовы принять в дружный хоккейный коллектив перспективных абитуриентов.
Студенческая хоккейная лига позволяет не расставаться с любимой игрой, продолжая добиваться высоких спортивных результатов, и параллельно получать профессиональное образование.
Вместе с тем в России еще не выстроен механизм соприкосновения спортивной и учебной деятельности игроков.
Преподаватели ВУЗов дружно скандируют – «Выбирай, учеба или спорт». Как в таких условиях сохранить мотивацию к занятию спортом и сохранить ресурсное состояние для будущих побед.
В связи с этим назрела необходимость модернизировать систему образования по равностороннему взаимодействию получения профессионального образования и занятием спортом. Это позволяет учебному заведению оказать качественную образовательную услугу, при этом соблюдая условия и требования к тренировочному процессу и участию в соревнованиях в условиях СХЛ.
Спорт создает условия, для укрепления физической подготовки, дисциплины, формированию сильного характера, способность ответственно относиться к решению поставленных задач. Что, в последствии скажется на улучшении экономического статуса регионов, на базе которых сформированы студенческие хоккейные лиги.
Модернизация образования предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции непосредственно учебного процесса и игровой хоккейной практикой, что ориентирует участника получения знаний на максимальное развитие профессиональных компетенций, созданием мотивационной потребности к самообучению, занятию спортом, защищая на ледовых аренах честь учебного заведения.
Это достигается в системе непрерывного профессионального образования на основе образовательной политики, стандарта качества образования, позволяющей более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда, в сочетании с социальным заказом общества по развитию студенческого спорта и Студенческой Хоккейной Лиги в частности. Одним из главных условий модернизации образования, является доступность к информационным ресурсам, цифровым образовательным ресурсам и интенсивным взаимодействия системы профессионального образования с мировым образовательным пространством, в том числе и по развитию хоккея, как национального вида спорта.
Основным компонентом образовательной среды является – функционально-деловой, выступающий ведущим в системе, определяющий цели и задачи среды. Следствием является активизация процесса профессионально-личностного развития участников образовательного процесса- играющих в Студенческих Хоккейных Лигах, обретения ими статуса самостоятельной позиции, своего собственного образа. Образа перспективного спортсмена, получающего востребованное профессиональное образование.
Результативность образовательной среды определяется через диагностику основных элементов и среды в целом. При этом можно выделить актуальность и прогностическую адаптивность образовательных и учебных программ, форм и методов, средств и приемов, способов организации учебной деятельности; полноценное и своевременное использование современных образовательных ресурсов, библиотечных фондов, компьютерного оборудования, аудиторного фонда; творческую активность, гибкое сочетание административного управления и самоуправления, широкие связи со спортивными учреждениями и Хоккейными клубами.
Решение круга вопросов, спортсмена хоккеиста в решении взаимодействия учебной и спортивной деятельности необходимо предоставлять кураторам, менеджерам и тренерам команд. Важно отработать оптимальный механизм реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Создать ситуацию успеха и в получении образования и в участии в тренировках Студенческой хоккейной лиги.
Чтобы ни спорт, ни учеба не являлись друг другу помехой, в достижении положительных результатов.
Спортсменам играющим в СХЛ бывает сложнее доказать свое спортивное мастерство. Команда формируется из абитуриентов с разным уровнем физической, тактической и психологической подготовки.
Зачастую отсутствуют собственные раздевалки, нет тех привилегий, как у играющих в МХЛ. Спортивное будущее видится не так четко, как того хотелось бы. Преподавательский состав учебных заведений не оказывают должной осознанной поддержки в получении знаний. Учебные заведения, создав свою хоккейную команду, не задумываются о социальном статусе своих студентов - хоккеистов, не работают над повышением имиджа , как успешных студентов, совмещающих учебу и спорт . Отсутствие информации об успехах команды на университетском уровне в студенческой среде. И спортсменам хоккеистам приходится за право, играть в СХЛ, выдерживать разобщенность в достижении единых целей и задач всех участников образовательного процесса и спортивной подготовки.
Только любовь к игре помогает спортсменам выстроить траекторию спортивной и образовательной подготовки. Очень часто со своими эмоциями, не разрешенными вопросами в учебе, без особых перспектив на профессиональное спортивное будущее в хоккее, парням приходится самостоятельно справляться, поддерживать свою мотивацию, отстаивать честь Университета на ледовом поле.
Новый этап развития получила СХЛ в Южном федеральном округе. Тренер команды ДГТУ Оноприенко А.Г менеджер команды Яшкин Е.А. - работают над селекционным отбором игроков, одновременно мотивируя студентов на ответственное отношение в получении профессионального образования. Команда ДГТУ находится в динамичном развитии. Тренер системно развивает программный механизм по оптимизации деятельности всех заинтересованных структур в развитии студенческого хоккея в регионе.
В связи с этим проведена диагностика «Баланс эффективности команды ДГТУ»
Рис. №1 Баланс Эффективности команды СХЛ ДГТУ.
В результате проведенной диагностики выявлены точки отсчета по усилению планомерной подготовки членов сборной ДГТУ по хоккею.
Проводится многоплановая работа по повышению уровня спортивного мастерства с учетом психологических особенностей и мотивационных запросов членов сборной по хоккею ДГТУ. Причем важную роль играет спортивная психология как базовая основа будущих спортивных успехов.
Психологическая подготовка рассматривается тренером А.Г.Оноприенко, как дополнительный резерв спортсмена, позволяющий при прочих равных условиях (физическая подготовленность, функциональная готовность, технико-тактическая подготовленность) быть более уверенным и одержать победу в спорте и учебе.
Студенческому хоккею быть! Необходимо поднимать уровень СХЛ, не только за счет хороших, перспективных игроков. Главная задача модернизировать и систематизировать совместную работу всех заинтересованных социальных, спортивных, образовательных систем, а также спортивных психологов, тренерского состава, в получении профессионального образования , продлению спортивной карьеры игроков и выхода студентов спортсменов на новый уровень своих возможностей.
Кирилова Ольга
Коуч высших спортивных достижений, спортивный психолог.
89199323534