Найти тему
Я Покупаю. Дети

Учим детей распоряжаться деньгами

Эксперты в сфере финансов рассказали, как наладить отношения ребенка с деньгами, чтобы он с умом ими распоряжался.

В России министерство финансов курирует работу по обучению финансовой грамотности среди четырех слоев населения: у детей, студентов, работающего населения и пенсионеров. Если старшие группы могут получать знания самостоятельно (ходить на занятия, читать статьи в интернете), то детский ликбез во многом становится заботой родителей.

В то же время умение правильно обращаться с деньгами — с толком вкладывать, умело тратить, копить или уметь находить выгодные финансовые предложения — в будущем даст ребенку возможность зарабатывать больше сверстников.

Как говорить о деньгах с дошкольником (2–5 лет)?

-2

Эксперты в области финансов и психологи считают, что говорить с ребенком о деньгах нужно как можно раньше — с двух-трех лет в зависимости от его развития. Если малышу нравится помогать вам по дому, ходить вместе в магазины, особенно если он уже знает цифры, значит, пришло время поговорить о семейном бюджете.

Вот лишь примерный список рекомендаций, с чего начать финансовый ликбез.

1. Когда по утрам один из родителей уходит на работу, объясните малышу, зачем он это делает: чтобы заработать деньги, на которые вы купите еду, одежду, игрушки. Вечером вернувшийся родитель может торжественно вручить ребенку монетку или купюру, на которую потом они с мамой купят что-то в магазине.

2. Объясняйте ребенку, что деньги имеют свойство заканчиваться, их не бесконечное количество. Покажите ему: мы идем в магазин, у мамы в кошельке лежат деньги. Мы купили продукты — денег в кошельке нет.

3. Играйте с ребенком в игру «хочется — надо». Обсуждайте вещи, которые он хочет купить и почему, а также говорите о том, что необходимо (например, чистая вода, чтобы пить чай всей семьей, хлеб, молоко — список нужного у каждой семьи свой).

4. Ролевая игра в магазин в деле финграмотности — отличный помощник. Следите, чтобы в магазине были товары не только для удовольствия, но и необходимые в повседневной жизни. 

-3

5. Заведите копилку, в которую ребенок будет кидать монетки, чтобы собрать необходимую сумму для конкретной покупки. Например, на радиоуправляемый самолет или интерактивную куклу. 

6. Во время совместного похода в магазин проговаривайте, как и почему вы выбираете те или иные продукты, что будете из них готовить и как использовать. Если ребенок просит что-то, что выходит за рамки вашего бюджета, не надо говорить: «У нас нет на это денег», лучше сказать: «Я понимаю, что тебе очень хочется эту игрушку (шоколадку, куклу), но нужно купить продукты для всех нас, то, что будем кушать и ты, и папа, и мама».

7. В этом возрасте ребенку достаточно знать, что родители тратят деньги на еду, его развлечения (аттракционы в парке, детские площадки, игрушки), покупают одежду, обслуживают автомобиль (моют, заправляют), покупают подарки близким на праздники. 

Важно! При ребенке расплачивайтесь в магазине наличными деньгами, а не картой — он должен видеть настоящие монеты и купюры, чтобы уяснить связь «купили — заплатили».

Сколько и как давать деньги младшим и средним школьникам (6–14 лет)? 

-4

С шести лет почти все дети начинают или уже вовсю получают карманные деньги — это нормальная ситуация. В школах России не так давно ввели запрет на еду из дома, которую детям с собой собирали родители, поэтому практически все семьи встали перед необходимостью давать ребенку деньги наличными, чтобы тот мог перекусить в школьном буфете.

Хорошо, если к такой финансовой самостоятельности добавляется и дополнительная ответственность.

1. Заведите ребенку детскую банковскую карту, с помощью которой он сможет научиться тратить виртуальные средства, а не конкретное количество монет и купюр.

2. Договоритесь, как он сможет заработать больше карманных денег. Это может быть работа по дому, но не та, которая входит в его обязанности. Также нельзя платить детям за хорошие отметки в школе. Успехи в секциях и кружках — другое дело, за такую дополнительную нагрузку можно премировать.

3. Заведите для него вторую копилку. В первой он будет собирать деньги на мелочи — конфеты, мороженое и прочее. Вторая — для денег на крупную покупку. Пусть ребенок сам решает, сколько и на что будт откладывать. В процессе его мнение и расчеты не раз поменяются, но мы этого и добиваемся. По большому счету мы хотим научить его бороться с сиюминутными желаниями ради большей награды в будущем. 

4. Расскажите ребенку о тратах на ЖКХ, ипотеку (старайтесь при этом не рыдать) — пусть он видит, что вы ходите оплачивать свет, воду, отопление и прочие удобства. Всегда объясняйте: «Не заплатим по квитанции — будем жить в темноте». 

-5

5. Дайте ребенку зону ответственности: пусть следит, когда дома заканчивается хлеб, молоко (или что угодно). Если ресурс иссяк, его задача — вас незамедлительно об этом предупредить. Начинайте с одного продукта, постепенно увеличивая список. 

6. В этом возрасте можно и нужно говорить с детьми о благотворительности — это формирует их здоровую гражданскую позицию. Но есть важное условие: результат благотворительного взноса должен быть виден и понятен ребенку. Решили помочь несчастным животным — принесли в питомник необходимые вещи, захотели скрасить жизнь детей из детских домов — приехали к ним и поиграли все вместе в привезенные игры. Ребенок должен видеть итог, результат своих вложений. 

7. Рассчитайте вместе, сколько денег необходимо школьнику на неделю (учитывайте проезд, расходы на канцелярские товары и перекусы в школьной столовой).

8. Установите ребенку на телефон полезные финансовые приложения: Alzex Finance (семейный бюджет), Panda Money (копилка-тамагочи).

Важно! Сначала выдавайте ребенку карманные деньги на неделю, затем на пару недель, постепенно увеличивайте срок до месяца. Получая средства раз в месяц, ребенок научится планировать расходы, что, безусловно, поможет ему в начале самостоятельной жизни.

Источник: «Я Покупаю»