Найти тему
Антиглянец

Вершилы судеб: серые кардиналы искусства

Кто пил вино на кухне в поселке Горки-10 и как это привело к тому, что в Центре Помпиду появилась коллекция русского искусства. Кто придумал выставку Мураками в «Гараже»? Ответы – ниже.

На прошлой неделе официально открылось новое пространство Cube.Moscow на -2 этаже Ritz Carlton. Бахнули громко – Международным саммитом коллекционеров, куда съехались звезды со всего мира, среди них богачи и эксперты Ули Сигг, Алистер Хикс и Андре Роггер. Мы тоже решили разобраться в тонком мире арт-рынка и тем кто за ним стоит и попросили Сергея Гущина — галериста и идеолога клуба Fragment art club рассказать нам, кто рулит миром изящного.

Говоришь «серые кардиналы» и сразу представляется человек, который в кулуарах строит хитроумные планы, крутит миллионами и определяет, какого художника покажут в нечетный год в Венеции... но на самом деле это все чушь. Серых кардиналов не существуют, все они явно «белые», а кто-то еще и с заметным крестом. Вот есть такое понятие как «мегагалерея», и каждый галерист, будь-то Цвирнер или Гагосян активно влияют на художественную жизнь не только отдельно взятой страны США, но и всего мира. В 2015 году журналисты The Art Newspaper посчитали, что треть всех выставок, проходящих в крупных музеях мира, делают как раз художники, приписанных к той или иной мегагалерее.

Как это отражается на нас, простых любителях современного искусства? А вот так. Например, есть галерист Эммануэль Перротен, который вдруг стал патроном «Гаража», но при этом ещё помогает с выставкой Мураками. Тем самым непосредственно влияет на художественный процесс в нашей стране из своего нагретого кресла в галлерее в районе Марэ.

И вот все они такие — серые кардиналы. С другой стороны можно подумать о теории заговора, и вспомнить закрытый для внешнего мира консорциум кураторов (его на самом деле нет). Но тот же Каспер Кёниг (придумавший фестиваль скульптур в Мюнстере), Ханс Ульрих Обрист (Куратор — и почти поп-звезда арт-мира — с большой «К»), и даже Юко Хасегава (куратор прошлой Московской биеннале) с помощью одного звонка могут помочь взлететь одному художнику, и вычеркнуть из художественной жизни другого. Или вот пример коллекционеров, которые как раз и есть серые кардиналы. Даже коллекционер Ули Сигг, которого называют главным строителем китайского искусства. В России почему-то в это не верят, а в успехе китайского современного искусства винят китайское правительство. Но ещё до китайского правительства этот самый коллекционер купил 2300 работ молодых художников. Вот скажите, если иностранец с именем возьмёт и купит у такого количества русских художников работы — это сдвинет рынок? Конечно. А ещё этот самый Ули Сигг смог привезти влиятельнейших кураторов в Китай и показать им китайское искусство (вспомните хотя бы Харальда Зеемана и его Венецианскую биеннале с двумя десятками китайских художников), а уже после этого подключилось и правительство Китая, когда, в сущности, процесс уже вовсю шел.

-2

Так что коллекционеров можно тоже назвать серыми кардиналами. Безусловно, серым кардиналом является и любой сотрудник музейной институции. Но помимо выставочного плана или закупок в коллекцию, у директоров музеев есть доступ к меценатам и патронам. Вот так сидит, к примеру, Ольга Львовна Свиблова на кухне своего дома в поселке Горки-10 с другом из Центра Помпиду, и за бокалом вина договаривается о глобальном даре коллекции русского современного искусства главному профильному французскому музею, а после ее нескольких звонков самые известные коллекционеры «скидываются» на этот самый дар, отдают знаковые работы из своих коллекций. Выигрывают от этого художники, получая «карьерный пинок», и российское искусство в целом — оказаться в такой коллекции, которая была показана на специальной выставке в этой институции, значит быть увиденным огромной аудиторией, не сравнимой с той, что приходит, к примеру, в Третьяковскую галерею.

-3

Мир искусства — это нетворкинг и череда случайных встреч и событий. Оказался на правильном ужине — смог реализовать тот или иной проект, и пусть в меня художники кинут камень, но если нет правильного проводника (галериста, куратора, коллекционера) — доступ к сердцам зрителей не получить.