Чему учить детей и почему этим нужно заниматься
Когда родители недостаточно уделяют внимания обучению детей работе с компьютером и другой цифровой техникой, рано или поздно они обнаруживают, что дети пользуются этим неграмотно.
В жизни современного ребенка первое формальное знакомство с компьютерами часто происходит в ту секунду, когда ему дают поиграть со смартфоном или планшетом. Взрослый показывает, что для управления нужно нажимать пальцем на экран, и переключается на другие дела: моет посуду, общается с друзьями и делает прочее важное.
Ребенок запускает разные приложения, слушает музыку, смотрит видео, играет в игры... Таким образом, знакомство получается бессистемным, интуитивным, не всегда полезным.
Знакомим детей с цифровыми технологиями
Иногда только услышав из планшета нецензурные выражения или другой неожиданный контент, родитель отрывается от своих дел и вспоминает, что нужно бы объяснить чаду, куда можно нажимать и что с этим делать.
А ведь в этот момент уже несколько поздно возвращаться к старту, цифровые технологии познакомили вашего ребенка с собой без вашего участия.
Понятие компьютера сейчас стало размытым. Те же телефоны вобрали в себя огромное количество функций и имеют столь мощное технологическое наполнение, что некоторые ноутбуки и домашние ПК не смогли бы потягаться с ними по возможностям и производительности.
В некоторых домах начали появляться холодильники и телевизоры, которые подключены к интернету и могут управлять списками покупок, а также крутить видео с YouTube. Еще недавно, лет 10 назад, такие возможности были только у ПК и ноутбуков. Теперь же многие бытовые приборы имеют умную начинку, что делает их компьютерами.
Получается, что, на самом деле, дети видят и используют электронные устройства задолго до того, как вы даете им в руки свой смартфон. Но приносит ли это им пользу?
Минимизируем вредное влияние гаджетов
Да, это удобно для родителя (я сама этим грешу, хотя и стараюсь лимитировать). Вручил планшет — ребенок залип, а ты свободен и можешь заниматься домашними делами или не отвлекаться от дороги, когда вы едете в поликлинику.
Психологи, однако, рекомендуют ограничивать время за играми, мультиками и прочими развлечениями с использованием цифровой техники. Например, согласно некоторым статьям, ребенок до шести лет должен быть огражден от них совсем, так как еще не развил абстрактное мышление.
Нам советуют уделять больше внимания социализации ребенка, научить его уверенности и самоконтролю. «Но какой вред тогда от умного холодильника?» — хочется спросить, читая такие статьи.
А специалисты, меж тем, говорят о том, что нужно быть осознанными и следить за балансом между цифровым и реальным миром. Дети обязательно должны иметь время на активные игры, новые знакомства и живое общение с родителями.
Я сейчас много читаю на эту тему и планирую и дальше дозировать время с планшетом, даже тем, который умеет только песенки играть.
Обучаем правильному обращению с техникой
Мы с мужем взяли компьютерное образование своего дошколёнка в свои руки. Объясняем сыну, что такое программа, мышь, окошко и прочие термины. Они ему в общих чертах знакомы, но теперь мы помогаем ему понять общую систему, увидеть сходства у стиральной машины и его планшета.
Может, это все потому, что мы айтишники, но нам кажется правильным, что ребенок будет понимать, как устроены вещи изнутри. И да, он хорошо знает, что есть программы для детей, а есть такие, которыми пользуются только взрослые.Не все осознают, что маленькому ребенку можно объяснять, а не запрещать, и это работает.
Обязательно научите детей правильно включать и выключать устройства! А то не все взрослые знают, что дергать из розетки — не лучший способ перевести компьютер в ждущий режим.
Говоря о правилах пользования устройствами, нужно донести до ребенка, что корректное выключение и нормальная скорость нажатия кнопок очень важны для долгой и надежной работы техники.
Странно ожидать от детей аккуратного и правильного отношения к устройствам, если никто не уделил времени и внимания тому, чтобы объяснить и показать им это.
Наряду с развлекательными приложениями, также стоит с раннего детства разъяснять, что с помощью компьютера можно найти информацию, нарисовать картинку, написать текст. Тогда, делая домашнее задание, ребенок не будет испытывать противоречия: для него компьютер будет не только игровым устройством, но многофункциональной машиной.