В Рузском городском округе не утихают страсти по поводу разработок на Михайловском поле. По мнению местных жителей и общественной организации самодеятельности «Рузское земство» разработки ведутся на месте кровопролитных боев, где похоронено 5 тысяч бойцов. Волну возмущения подхватили многие средства массовой информации. Согласитесь, это же реально ни в какие ворота не лезет, когда ради барышей предпринимателей раскапывается братская могила. После выхода сюжета на канале «Россия-1», сразу на эмоциях подключился к этой теме и я.
Однако разработчики карьера продолжают утверждать, что никаких захоронений там нет. Они готовы пригласить на это поле любых экспертов, любых специалистов, провести любые действия и доказать, что с совестью у них все в порядке.
На днях Михайловское поле посетила, чтобы разобраться на месте, что же на самом деле там происходит депутат Государственной Думы Оксана Викторовна Пушкина.
«Деятельность компании ООО «СтройПаркХоз» ведется при наличии всей разрешительной документации и не нарушает норм законодательства. Режим особой охраны для данной территории ранее установлен не был, поэтому препятствия для ведения тех или иных хозяйственных работ отсутствовали. Начиная с 50-х годов эти поля регулярно опахивались на глубину до 40 см.
Тем не менее, учитывая высокую значимость увековечения памяти каждого павшего в годы Великой Отечественной войны, администрация Рузского городского округа добилась от руководства компании «СтройПаркХоз» проведения инженерно-геофизического (георадиолокационного) обследования данной территории и массива грунта на глубину до 3 м. Это позволит установить наличие или отсутствие неофициальных мест захоронения. Для контроля приглашены представители поисковых отрядов, в том числе «Кремлевец» СКМК ФСО России ООД. В случае обнаружения останков красноармейцев будет организовано перезахоронение с оказанием всех воинских почестей.
На данный момент компанией ООО «СтройПаркХоз» приостановлены все земляные работы, направленные на извлечение недр, до завершения георадиолокационной разведки. Дня три еще потребуется специалистам для окончательных выводов, но уже сейчас ясно, что эта история из области #fakenews . Кому, накануне празднования Дня Победы, нужно было раскручивать эмоции людей на этой теме, я догадываюсь. И соответствующие депутатские запросы в компетентные органы направила...», написала на своей странице Оксана Пушкина.
Пресс-служба Рузского городского округа новость о посещении Оксаны Пушкиной Михайловского поля перепечатала на странице официального сайта администрации Рузского городского округа. Не забыла при этом вставить свои пять копеек и обозвала Оксану Викторовну Оксаной Валентиновной.
Больше всех новость о выезде Оксаны Пушкиной на место страстей возбудила руководителя «Рузского земства» Светлану Громову. В Фейсбуке она написала:
«Привожу официальный ответ администрации РГО о числе погибших вблизи Михайловского. Отвратительно то, что люди, которые начали бизнес, не убедившись в отсутствии останков, 9-го мая будут говорить: " Мы помним, мы скорбим"»
Дальше последовала серия возмущенных комментариев в адрес деятельности Оксаны Пушкиной всем хорошо известных сторонников Громовой.
Естественно, я не знаю, были бои на этом поле или нет. В документах, что приводит Громова, четких ссылок именно на это поле нет.
Чтобы хотя бы что-то прояснить для себя, я обратился к известному в Рузском районе поисковику, человеку долгое время возглавлявшему отряд поисковиков «Надежда» Эдуарду Михайловичу Байдакову. Эдуарда Михайловича сложно обвинить в какой-то ангажированности, а также в незнании данной темы. Последние лет тридцать он либо работает в архивах с документами, проливающими свет на конкретные события времен Великой Отечественной войны в наших местах, либо на местах кровопролитных боев занимается раскопками. Также он активно обменивается данными мнениями по этому вопросу со своим коллегами поисковиками- краеведами.
– Эдуард Михайлович, карьер, действительно, копается на месте братской могилы или кто-то намеренно, либо ненамеренно, вводит всех в заблуждение?
– Если говорить коротко, то сама братская могила находится в самом Михайловском. Могут встречаться одиночные захоронения на поле, но это мало вероятно.
– Малая вероятность не исключает вероятность. А вдруг там, действительно, 5 тысяч человек похоронено? Как-то можно избежать непоправимое?
– Думаю, что непоправимого не случится. Работы отложили до окончания поисковых работ на местности. Дело в том, что металлоискатель видит на глубину до 60 см, а георадар - до 5 м. Работа с ним стоит 100 тыс руб за гектар. Хозяин компании, которая собирается там заниматься разработками песка, решил оплатить поисковикам с георадаром 1,2 млн руб. У нас такого прибора нет, он стоит 600 тыс. руб. Закона о предварительном обследовании территории перед разработкой карьера или строительства объектов - нет.
– А подробнее о событиях под Михайловском в 1941 году Вам что-то известно?
– В 1998 г. на имя поискового отряда "РУЗА" пришло письмо от уроженца села Михайловское Егорова о больших боях на рубеже реки Озерна. Он потом жил в Декоративном. Призван в 1941 г. Вместе с ним мы выезжали в Михайловское на сбор информации. Тогда еще были живы очевидцы. Его младший брат. Соседка. Про захоронение возле церкви нам ничего не сказали. А там мы в 2004 г. подняли 68 бойцов. На этом месте Поклонный крест поставили в последующем. Местные мне рассказали о том, что немцы заняли деревни Федчино, Михайловское, Городище, Ильинское и Углынь без боя. Но потом перед боями, когда уже наступали наши, немцы выселили всех жителей из деревень. Говорили, что будут сильные бои. Жители из деревень ушли. Бои начались дня через два и продолжались недели две. После боёв местные жители вернулись в деревню Михайловское. Почти все дома были разбиты. Выпало много снега. После освобождения, уже в марте на поле от Федчино к Михайловскому из под снега показались погибшие. Очевидцы говорили примерное количество погибших в 750 бойцов. Только на этом поле. Похоронили их в двух больших воронках на поле. В 1999 г.
В этот же год, к осени , туда выехал Шуликов из "РУБЕЖа". Он поднял первых бойцов. Потом были организованы вахты. По сведениям жителей, некоторых, что были поближе, стаскивали к берегу Озерны и там прикапывали. Этих прикопанных по кромке поля мы подняли, не помню количество. Немного, может 15-20 бойцов. Две воронки на поле мы не нашли. Предположения таковы: наступление от Федчино на Михайловское было ближе к дороге на Михайловское. Иначе атакующие упирались в овраг перед Михайловским. Смотри карту 1900 г. Возможно воронки находятся под нынешней дорогой или в непосредственной близи от неё.
По захоронениям:
1. 2001 год Покровское 14 бойцов;
2. 2002 год Федчинский перекресток (Развилка) 47 бойцов;
3. 2003 год Румянцево 102 бойца;
4. 2004 год Волково 102 бойца;
5. 2005 год Румянцево 12 бойцов.....
– Где-то мелькала информация, что на этом поле разбили немецкую дивизию «Дас рейх».
– Никакую дивизию Вермахта там не уничтожили и не было 5 тыс. погибших. Это не поле воинской Славы. А вот дачник, при установлении скважины на своём участке, как-то там наткнулся на 2-х воинов, которых мы у него забрали. Дальше он нам не дал копать в его дворе. Через год дом его сгорел полностью.
– То есть погибшие могут до сих пор лежать во дворах протестующих, и это никого сильно не беспокоит?...
Что ж из беседы с Эдуардом Михайловичем я понял одно, что все не так однозначно, как громко трубит госпожа Громова. Кстати, Оксана Викторовна Пушкина пишет, что она догадывается, кто запустил фейковые новости. На самом деле, гадать не надо. Все эти новости вышли из стана «Рузского земства» во времена их информационной войны с Максимом Тархановым. Распространял их Андрей Сорокин, в те времена он был активистом «Земства», сейчас сотрудник пресс-службы Рузского городского округа, оформлен в муниципальное учреждение телевещания. Вот ссылка на его ролик о страстях на этом самом Михайловском поле.