Репродуктивное здоровье – базис демографической политики государства. Однако в федеральном законодательстве до настоящего времени вопросам репродуктивного здоровья не уделяется достаточного внимания: отсутствует дефиниция «репродуктивное здоровье»; нет стратегии его сохранения и поддержания; отсутствуют организационно-правовые основы сохранения и поддержания репродуктивного здоровья.
Изложенное еще вовсе не означает, что в стране нет нормативных и иных документов, в той или иной мере затрагивающих вопросы охраны, обеспечения репродуктивного здоровья, отдельных репродуктивных технологий. У нас имеется ряд разрозненных документов, преимущественно ведомственного или межведомственного характера (по источнику создания либо по исполнителю, ответственному лицу), реализация которых не способна достичь цели и задач проводимой социальной, демографической, социальной политики.
В качестве основных проблем следует отметить: наличие широко распространенной практики не репродуктивных, а контррепродуктивных технологий (абортов и др.), негативно влияющих на женское здоровье; недостаточное внимание к вопросам первичной и вторичной профилактики репродуктивного здоровья; чрезмерная увлеченность дорогостоящими вспомогательными репродуктивными технологиями вклад которых в решение демографических проблем сомнителен; недостаточная выявляемость доброкачественных и злокачественных новообразований органов репродуктивной сферы; недостаточное внимание акушерско-гинекологической службы в проблемам сохранения и поддержания репродуктивного здоровья женщин; неразвитость механизмов охраны репродуктивного здоровья мужчин; отсутствие реальных усилий по переориентации с куративной медицины на превентивную (профилактическую) медицину в рассматриваемой сфере.
В связи с изложенным, с позиций права (законодательства) необходима «прописка» репродуктивного здоровья (как отдельного индивида, так и населения с акцентом на различных видах (первичной, вторичной, третичной) профилактики) в отечественном законодательстве, а с организационных – формирование и развитие служб сохранения и поддержания женского и мужского здоровья - в действующей модели здравоохранения.
Вопросам репродуктивного здоровья уделяется повышенное внимание во многих странах мира. В ряде стран имеются самостоятельные законы, направленные на охрану репродуктивных прав граждан, оказание помощи гражданам, в некоторых – главы специальных федеральных законов; в отдельных – одна-три статьи.
В России, на первый взгляд, уделяется внимание вопросам репродуктивного здоровья граждан в базовом документе. По крайней мере, в нем имеется глава 6 «Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья». Однако собственно репродуктивное здоровье «теряется» из виду или размывается формулировками типа «вопросы планирования семьи», «другие консультации», а специфичные права и обязанности пациентов – вовсе отсутствуют. Статья 52 Закона посвящена вспомогательным репродуктивным технологиям, а 56 и 57 – контррепродуктивным технологиям.
Представляются необходимыми изменения в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающие: уточнение имеющегося понятия «здоровье» путем указания наряду с физическим и психическим, также репродуктивного здоровья; каталогизацию и конкретизацию репродуктивных прав граждан; закрепление основных обязанностей граждан по вопросам охраны репродуктивных прав; возможность предоставления гражданам услуг по охране репродуктивного здоровья в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; возможность формирования сознательного и ответственного репродуктивного поведения граждан, нивелирования негативных тенденций репродуктивного поведения, формирующихся у отдельных групп и слоев населения; обеспечение формирования службы, способной заниматься вопросами охраны репродуктивного здоровья граждан (как женщин, так и мужчин); организации взаимодействия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и в сфере высшего образования по вопросам подготовки специалистов в области охраны репродуктивных прав граждан, профилактики нарушений репродуктивного здоровья граждан, распространения инфекций, передаваемых половым путем, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции.
Такие изменения направлены на защиту прав и законных интересов граждан, улучшение их качества жизни граждан. Кроме того, они позволяют заниматься предупреждением, профилактикой в рассматриваемой сфере деятельности, ранним выявлением больных.
Может быть предложен к обсуждению следующий Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам охраны репродуктивных прав граждан».
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 2 дополнить словами «репродуктивного»;
2) Дополнить Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьей 54.1 «Охрана репродуктивных прав граждан» в следующей редакции:
1. Граждане имеют право на:
1) получение достоверной и полной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья, а также консультирование по вопросам охраны репродуктивного здоровья;
2) получение услуг по охране репродуктивного здоровья в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
3) профилактику, диагностику и лечение бесплодия;
4) использование методов контрацепции с учетом индивидуальных особенностей, показаний и противопоказаний к их применению;
5) донорство половых клеток, тканей репродуктивных органов;
6) криоконсервацию и хранение своих половых клеток;
7) защиту своих репродуктивных прав.
2. Граждане обязаны:
1) соблюдать права и охраняемые законом интересы граждан при осуществлении своих репродуктивных прав;
2) принимать меры по недопущению заражения заболеваниями, передаваемыми половым путем, венерическими заболеваниями, а также ВИЧ-инфекцией.
3. Охрана репродуктивных прав граждан обеспечивается посредством:
1) формирования сознательного и ответственного отношения граждан к своему репродуктивному здоровью и репродуктивному здоровью других лиц;
2) профилактики нарушений репродуктивного здоровья граждан, распространения инфекций, передаваемых половым путем, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции;
3) ответственного отношения к рождению детей;
4) формирования организационных, технических, финансовых, информационных основ, направленных на обеспечение охрану репродуктивного здоровья граждан (населения);
5) формирования и распространения в обществе знаний и навыков в области репродуктивного здоровья граждан;
6) подготовки медицинских и иных специалистов в области охраны репродуктивных прав граждан, профилактики нарушений репродуктивного здоровья граждан, распространения инфекций, передаваемых половым путем, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции.
4. Организация оказания медицинской помощи по вопросам охраны репродуктивных прав граждан осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
5. Организация подготовки специалистов в области охраны репродуктивных прав граждан, профилактики нарушений репродуктивного здоровья граждан, распространения инфекций, передаваемых половым путем, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования».