И без того конфликтная ситуация с транзитом российской нефти через Белоруссию неожиданно приобрела дополнительную негативную окраску. 19 апреля белорусская сторона заявила о резком ухудшении качества российской экспортной смеси Urals, поступающей из России по участку магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Компания проинформировала о сложившейся ситуации операторов из других стран, и от приема загрязненной нефти тут же отказались Польша, Венгрия и Словакия.
Сама Белоруссия, кроме того, временно ограничила экспорт нефтепродуктов в Польшу, на Украину и в страны Балтии, что привело к значительным материальным потерям. По словам председателя концерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова, поступление некачественного сырья (в нем отмечено повышенное содержание хлоридов) привело к внештатной работе белорусских нефтеперерабатывающих заводов и, как результат, снижению выработки нефтепродуктов и невыполнению контрактных обязательств перед потребителями. «Потери несет и государственный бюджет Республики Беларусь, и нефтетранспортные организации, – заявил А. Рыбаков. – По состоянию на сегодня (26 апреля. – Ред.) транзитный поток нефтепровода остановлен во всех направлениях, и значительный объем некачественной нефти находится на территории Республики Беларусь».
Если захотеть добавить горючего материала в и без того сложные переговоры между РФ и Белоруссией по стоимости транзита российской нефти, к тому же идущие на негативном фоне обсуждения последствий налогового маневра, лучшего момента для вброса – в данном случае буквального вброса в нефтепровод загрязненного сырья – не найти. В начале апреля Минск уведомил российскую «Транснефть» о том, что намерен повысить тариф на прокачку российской нефти по своей территории на 23%, объяснив эту меру необходимостью «сохранения, восстановления и поддержания экологического равновесия природной среды».
11 апреля, проводя совещание с руководством правительства, Александр Лукашенко расценил некоторые действия российских партнеров как санкции, имеющие цель закрыть свой рынок для белорусских производителей. «Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», – заявил лидер РБ и в качестве ответной меры дал указание вице-премьеру Игорю Ляшенко «поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь» и по которым осуществляется транзит российской нефти.
Указание тут же было выполнено. Вице-премьер правительства РБ Игорь Петришенко сообщил через СМИ, что нефтепровод «Дружба» давно находится в эксплуатации и нуждается в «регламентном обслуживании». Чиновник подчеркнул, что инженеры и технические работники призывали закрыть его на ремонт еще полтора года назад. Однако тогда решили не подводить российских партнеров и предпринимать определенные ремонтные меры, не останавливая отдельные участки. Но теперь время пришло.
В свою очередь, главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго сообщил о незавидном состоянии нефтепровода, которому уже более полувека. По его словам, износ основных фондов его активной части в настоящее время составляет более 65%, так что запланирован капитальный ремонт его пяти участков.
Российская сторона, как видно, не очень поверила в серьезность таких намерений. Министр энергетики Александр Новак, комментируя возможную остановку «Дружбы», высказался так: «Я считаю, что вариант перекрытия трубы – это какой-то вообще форс-мажор, который, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразен, и мы даже не рассматриваем этот вариант». В крайнем случае, заявил он, можно прибегнуть к альтернативным вариантам переориентации нефтепоставок с «Дружбы» на морские порты, хотя это и «совсем нецелесообразно».
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин также настаивает, что выявленные дефекты на нефтепроводе не требуют остановки прокачки. «В течение последних нескольких лет "Транснефтью-Диаскан" была проведена диагностика двух веток нефтепровода "Дружба". В целом по результатам диагностики состояние нефтепроводов признано удовлетворительным. Выявленные дефекты не требуют аварийной остановки для их ликвидации», – сообщил он журналистам. «В случае необходимости "Транснефть" готова предоставить свои возможности для помощи в ликвидации выявленных дефектов нашим белорусским коллегам», – добавил И. Демин.
И вот на таком, мягко говоря, неоднозначном фоне сама же «Транснефть» и «подставилась». Но дело не только в ее собственных репутационных потерях. Гораздо хуже, что недоброжелателям России, утверждающим, что наша страна – ненадежный поставщик, дан серьезный аргумент. Ведь по магистральному нефтепроводу, принадлежащему ОАО «Гомельтранснефть Дружба», обеспечивается транзит российской нефти в Польшу, Германию, Украину, Венгрию, Словакию, Чехию. В прошлом году предприятием прокачано из Российской Федерации 58,8 млн. тонн, с учетом 8,8 млн. тонн нефти для Мозырского НПЗ. Поставки через Белоруссию обеспечивают около четверти нефтяного экспорта РФ.
Чтобы не допустить поломки оборудования на своих НПЗ, Белоруссия на 50% сократила производство, а также приостановила экспорт бензина и дизельного топлива. Свою недополученную по этим причинам прибыль республика оценила в $100 млн., хотя официально претензий России она пока не предъявляла.
Прямо скажем, не шутка. Не случайно 22 апреля пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову журналистами был задан вопрос, обсуждается ли качество нефти, поставляемой из России в Белоруссию, на уровне глав двух государств? Ответ бы отрицательный, но кому не ясно, что проблема настолько обострилась, что может потребоваться и вмешательство первых лиц.
Уже хорошо, что «Транснефть» оперативно выявила источник загрязнения, он локализован на участке Самара – Унеча. При этом в компании заявили, что загрязнение нефти было произведено умышленно. По словам упомянутого выше И. Демина, вброс дихлорэтана произошел через узел слива, принадлежащий частной компании «Самаратранснефть-терминал». «По факту загрязнения нефти силовые ведомства в России возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием», – отметил официальный представитель «Транснефти».
Первый заместитель гендиректора «Самаратранснефть-терминала» Антон Томилов заявил в ответ, что компания к происшедшему отношения не имеет. Она еще в 2017 г. продала узел слива нефти Самара – Унеча ООО «Нефтеперевалка», с которым сейчас коммерческих отношений не имеет. «Ссылка на нашу компанию является злонамеренной ошибкой, которая вводит в заблуждение деловое сообщество и правоохранительные органы», – отметил А. Томилов и заявил о намерении подать в суд на «Транснефть» за клевету.
Пока бизнесмены препираются, лихорадочно отводя от себя ответственность, вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак пообещал наказать всех, по чьей вине возникли проблемы с нефтью. «Когда будет выявлено, кто является автором этого "произведения", то будут применены соответствующие меры», – заявил он, добавив, что речь идет как о штрафах, так и о личной ответственности сотрудников компаний.
Пообещав, что уже с понедельника 29 апреля поступающая по трубопроводу «Дружба» нефть будет чистой, вице-премьер подчеркнул, что проблему не надо политизировать, так как технические сложности «периодически случаются». Да, случаются, но тут явно ситуация иная. Попробуйте провезти через границу какой-нибудь запрещенный к перемещению предмет – вас тут же остановит таможенник или пограничник. А тут из российской глубинки в соседнее государство на расстояние в сотни километров попали не пачка банкнот или кольцо с бриллиантом – не менее 1 млн. тонн загрязненной нефти.
Что же это за система контроля экспортных поставок на границе? Почему белорусы обнаружили «грязь», а российские специалисты ее проспали? И еще один естественный вопрос: почему к выполнению серьезнейшего государственного контракта на такую поставку допускаются фирмы с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и штатом в пять человек?