Силуянова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой биоэтики
Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова с отличием. Участвовала в создании кафедры биоэтики в 2000 году. В РНИМУ им. Н.И. Пирогова работает с 1983 г.
Специализация по темам: «Теоретические основания биомедицинской этики», «Биоэтика в России», «Врач-пациент: система взаимоотношений». «Принципы и проблемы практической биоэтики».
Научные интересы: этика, биоэтика, философия и методология медицины, христианская религиозная философия, медицинское право.
- Член Этического комитета Министерства здравоохранения РФ
- Член Ученого Совета РГМУ
- Член Ученого Совета лечебного факультета
- Член редакционной коллегии журналов «Биоэтика», «История медицины», «Медицинская этика»
- Член ЦОС по биомедицинской этике Московского Патриархата Русской Православной Церкви
- Член Исполкома Общества православных врачей им. Св. Луки (Ф. Войно-Ясенецкого).
Докторская диссертация на тему: «Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики» (1999).
И.В. Силуянова - Ответственный редактор и автор трех выпусков трудов Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата Русской Православной Церкви "Православие и проблемы биоэтики" (2001, 2006, 2009).
"Традиционно профессиональная биомедицинская этика включает систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.
В современной цивилизации существует ряд абсолютных моральных шкал, определяющих уровень нравственной жизни различных культур и сообществ. Для христианских народов за основу социальной жизни принят библейский Декалог (десять заповедей, данных Богом Моисею), который находится в прямом соответствии с традиционными принципами медицинской этики.
Со времен Гиппократа особое значение в пространстве проблем работы любого врача имеет принцип доминанты интересов пациента. Долг врача — это призвание и умение подчинить свой интерес интересам и пользе пациента. «Я направлю режим больных к их выгоде... В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного».
Умение подчинить себя интересам любого больного человека — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности врача, а прежде всего свидетельство его профессионализма. Поведение врача, и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков, должно мотивироваться интересами и благом пациента, и не подчиняться личному индивидуальному благу и поиску путей достижения этого блага (будь то благо материальное, чувственное и т.п.) “за счет” страдающего человека [1, 2].
В настоящее время особую значимость приобретают моральные нормы и традиционные ценности, способствующие правильному выбору практикующим врачом и врачом-исследователем решения и принятию ответственности за свои действия и поступки. Тема выбора и ответственности особенно актуальна для современного здравоохранения, где новые биомедицинские технологии создают мощные медико-биологические средства управления человеческой жизнью. Достижения медицинской науки активно внедряются в современное общество, в котором среди социальных регуляторов человеческого поведения всевозможные «права» доминируют над «ответственностью». Это проявляется в массовом производстве абортов и применении контрацепции; в блокировании признания юридического статуса эмбриона человека; в проникновении трансгуманистических идей бессмертия и генетического улучшения человека в медицинскую генетику; в контрпродуктивности искусственного оплодотворения; в несовершенстве правового регулирования трансплантации; в проблемах морально–нравственного состояния современного медицинского студенчества и сообщества; в актуализации проблем отношения к эвтаназии и старости [3]. Все перечисленное – это проблемное поле биоэтики – современной формы профессиональной медицинской этики. Биоэтика – это форма знания о допустимых границах манипулирования человеческой жизнью, диапазон возможностей которого сегодня касается практически всех ее стадий – от зарождения до умирания. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает принцип уважения достоинства человека, независимо от его социального статуса, включая все возрастные характеристики. Не случайно он занимает первое место среди основных принципов профессиональной этики, признанных «Всеобщей декларацией о биоэтике и правах человека» (UNESCO, 2005), к которым относятся:
· Принцип человеческого достоинства и прав человека
· Принцип соотношения блага и вреда
· Принцип самостоятельности и индивидуальной ответственности
· Принцип согласия
· Принцип согласия для лиц, не обладающих правоспособностью давать согласие
· Принцип признания уязвимости человека и уважения неприкосновенности личности
· Принцип неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности
· Принцип равенства, справедливости и равноправия
· Принцип недопущения дискриминации и стигматизации
· Принцип уважения культурного разнообразия и плюрализма
· Принцип солидарности и сотрудничества
· Принцип социальной ответственности и здоровья
· Принцип совместного использования благ
· Принцип защиты будущих поколений
· Принцип защиты окружающей среды, биосферы и биоразнообразия
В непротиворечивом соответствии с этими принципами находятся и основные регламентации документов Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московском Патриархате, основной задачей которого является морально-нравственная и правовая экспертиза клинической, экспериментальной и научно-практической деятельности в области медицины.