Найти в Дзене
Kaplans_book_review

Алексей Иванов - Пищеблок, 2018

Тэглайн: «Тебе же лучше будет!» Что это Роман про ностальгию и про то, что у любого явления - плохого ли, хорошего ли - имеется обратная сторона. История о том, что сила может быть продолжением слабости, но верно и обратное. Книга, полная едкой сатиры на поздний «развитой» социализм, его развесистую атрибутику и ритуалы, переходящие порой в чисто языческие камлания. А еще это история о большой и светлой (без дураков) любви. Для кого Редкий случай, когда книга порадует и откровенных «совков» (ностальгическим сеттингом и детализацией), и записных «либерастов» - той самой едкой сатирой на «Совок» и размышлениями о социальной мимикрии и фальшивой идеологической атрибутике.
Детям до 16 - с осторожностью. В книге нет откровенной «расчлененки» или «обнаженки», но просто придется многое объяснять, и если вы к этому не готовы - лучше не связывайтесь. Что хорошо Сеттинг и атмосфера. Как если бы Стивен Кинг писал на русском языке роман про мистику в советском пионерлагере в год Московской Олимпи
Оглавление
ast.ru
ast.ru

Тэглайн: «Тебе же лучше будет!»

Что это

Роман про ностальгию и про то, что у любого явления - плохого ли, хорошего ли - имеется обратная сторона. История о том, что сила может быть продолжением слабости, но верно и обратное. Книга, полная едкой сатиры на поздний «развитой» социализм, его развесистую атрибутику и ритуалы, переходящие порой в чисто языческие камлания. А еще это история о большой и светлой (без дураков) любви.

Для кого

Редкий случай, когда книга порадует и откровенных «совков» (ностальгическим сеттингом и детализацией), и записных «либерастов» - той самой едкой сатирой на «Совок» и размышлениями о социальной мимикрии и фальшивой идеологической атрибутике.
Детям до 16 - с осторожностью. В книге нет откровенной «расчлененки» или «обнаженки», но просто придется многое объяснять, и если вы к этому не готовы - лучше не связывайтесь.

Что хорошо

Сеттинг и атмосфера. Как если бы Стивен Кинг писал на русском языке роман про мистику в советском пионерлагере в год Московской Олимпиады. Детализация отменная. Не самый линейный сюжет (линейный, конечно, но хотя бы немного извивающийся) - и пусть главный гад совершенно безошибочно считывается задолго до начала кульминации, следить за героями интересно - они все живые. Даже те, что по сюжету немного мертвые. Потрясающее сочетание классических пионерлагерских страшилок с реальной во вселенной «Пищеблока» угрозой жизни пионеров и вожатых. Очень качественный переход от отрицания к осознанию. Контраст между до дрожи пробирающими событиями и совершенно банальной реакцией ответственных лиц: «мне осталось две недели до пенсии, напарник, я слишком стар и труслив для всего этого дерьма!»
И это не штамп - читатель мозгом понимает, что так оно на самом деле в советской реальности и было бы. Д - достоверность. Полухэппиэнд - по нынешним временам большая редкость.

Что плохо

Синдром Кинга-Лукьяненко. Я сам изобрел этот термин, и означает он желание автора собирать роман из типовых блоков. Ничего плохого в этом нет, но грань между хорошим романом и шедевральным пролегает, по моему скромному мнению, по швам между этими блоками, а точнее - по результату этих швов маскировки. Вот в «Пищеблоке» швы кое-где недвусмысленно проглядывают, пусть и не бросаясь в глаза читателю, но и отрицать их наличие не получается.
Еще не хватает некоей новизны. Уж очень избитая основная мистическая тема - тут уж нужно либо быть Кингом до конца, либо извернуться и изобрести нечто совершенно новое. В «Пищеблоке» же все традиционно, пусть и не всегда на сто процентов канонично, и это немного разочаровывает.

В сухом остатке

Увлекательная книга с качественной ностальгической атмосферой, подтекстами на уровне сценария «Кин-дза-дзы!» (А это очень неплохой уровень) и неизбыточной мистической составляющей. Рекомендуется к прочтению тем, кто любит Кинга, Поллотту и... Лукьяненко.

Что читать вместо

Если хочется про то же самое мистическое, но на далекой американщине -
«Салимов Удел» Стивена Кинга.
Если хочется про аналогичное мистическое, на далекой американщине, да еще и с неплохим юмором -
цикл «Бюро-13» Ника Поллотты.
Если же хочется про аналогичное мистическое на серьезных щах в реалиях России от середины 90-х и далее -
цикл «Дозоры» Сергея Лукьяненко.

О книге на сайте издательства АСТ