Найти тему
Журнал не о платьях

"Выйдя замуж, нельзя надеть халат". Принципы жизни Аллы Сигаловой

Алла Сигалова – танцовщица, актриса, хореограф, режиссер, профессор.

* Я вечно куда-то несусь – размеренность для меня невыносима.

* Моя профессия – анализ человеческой души и тела. И это самое интересное, что есть на земле.

* 38 лет я преподаю. Я никогда не жду благодарности – меня любят, я купаюсь в любви, и этого мне более чем достаточно. Многие мои ученики стали звездами – в России, за рубежом, в Голливуде. И самое большое счастье – прийти на какую- то премьеру или спектакль, сесть в зале и просто радоваться тому, что в результате получилось из напуганного шестнадцатилетнего жареного цыпленка, который когда-то ко мне пришел.

* Свою прививку от звездной болезни я получила в 16 лет, когда на репетиции в Мариинском театре меня прогнали со сцены. Иногда я такое использую при работе со своими студентами – это полезно.

* Я не пытаюсь спустить своих студентов с небес на землю – наоборот, я им цепляю крылья. Но если кто-то подхватит «вирус звезды», тот получит пощечину. Лучше это пережить в институте, чем в театре. Театр этого может не простить.

*Для меня очень важна критика людей, которым я доверяю. Я требую, чтобы они говорили мне только правду. Но люди порой пытаются от этого уйти, спрятаться... А мнение тех, кто мне безразличен, – зачем оно мне?

* Мои кумиры -- это люди, у которых я училась.

* Мечта – это когда ты просто фантазируешь, а желание – когда берешь и делаешь. Жизнь всегда дает нам выбор – мечтать или хотеть, и то, что мы в результате выбираем, это и есть та судьба, которую каждый из нас строит своими руками. Если я буду чего-то по-настоящему желать и этим заниматься, то все получится. Если я буду уповать только на Господа, то он мне этого не простит, он лишит меня всего.

* Должна быть вера в успех. Работаешь с утра до ночи, чтобы все получилось, заряжаешь других, чтобы поверили. Сейчас, конечно, проще, я много лет считаюсь гуру в своей профессии, но это совсем не значит, что все двери распахиваются для меня. Ничего просто так не случается, все нужно делать самой.

* Силы берутся от желания их иметь. А желание откуда берется – не знаю.

* Неудачи порой гораздо интереснее, чем приглаженные удачи.

* Я думаю, что фраза «найти своего человека и успокоиться» – это неправильная формула. Успокоившись, рискуешь такого человека потерять, потому что каждый день, каждую секунду надо работать над тем, чтобы быть интересной, содержательной, наполненной. Человек, который рядом с тобой, должен быть в тебе заинтересован. Выйдя замуж, нельзя надеть халат.

*Любовь и боль невозможно разделить. Вот я обожаю своих детей, люблю их больше жизни – естественно, как любая мать. Каждая их болячка, содранная коленка, ссадина – это же боль. Какая-то их неудача – боль, разлука – боль.

*Дети – самые близкие мне люди, но в то же время они – отдельные личности. Я не имею права конструировать их жизнь. Единственное, что я могу, – это дать им максимальный простор для выбора. А дальше – только им решать.

С сыном в 2015  году
С сыном в 2015 году

*Я не старости боюсь – я боюсь обременить своих детей, расстроить их неполнотой своей жизни.

* Я абсолютная бунтарка, но это плохое качество для женщины. Это хорошо для творческой личности, но не для женщины. Мальчикам надо давать большую свободу, я в этом уверена.

* Я вообще драчливая была раньше, чуть что – сразу в драку. А сейчас уже научилась сдерживать свой бешеный темперамент. Помню, был случай, когда я драку устроила прямо на улице Герцена – какая-то женщина в магазине оттолкнула мою дочку. Рядом ГИТИС, в двух шагах театр Маяковского, где все мои друзья-знакомые, но меня ничто в тот момент не могло остановить. Ну, представляете, когда ребенка толкнули? Это же животный инстинкт сразу в тебе просыпается – просто все белое перед глазами. Кто победил? Конечно, я – я сильная, очень сильная физически. И потом, когда я зверею, со мной не стоит связываться. (Смеется )

* Есть люди, которых я люблю просто за то, что они есть, – и это такая абсолютная, безусловная ценность. Они могут со мной не общаться, мы можем не видеться годами. Они могут даже не знать, что я их люблю. Но мне важно, что этот процесс продолжается, что эта любовь во мне кипит и растет, и для меня она – самое главное питание в жизни.

* Я легко объясняюсь в любви, и порой это очень пугает людей. Потому что им кажется, что вслед за этим объяснением у них должны появиться какие-то обязанности. А я абсолютно освобождаю людей от всяких обязанностей. Я могу объясниться в любви и пропасть на долгие годы.

* Я не люблю, когда мне говорят комплименты, мне это неприятно. Это, наверное, зажим или комплекс какой-то, я ужасно стесняюсь, не знаю, как себя вести. По идее, должна бы уже привыкнуть, но пока не получается.

* Я очень легко извинюсь. Вот на репетиции сделаю ошибку – двести раз извинюсь. Мне надо освободиться. Обязательно.

* Мой дом закрыт практически для всех посторонних. Это дом, где росли мои дети, где я жила с мужем: наша жизнь – она не для всех.

* Раньше вся наша семья вечно топталась на одном пятачке. Квартира вроде большая, просторная, но все почему-то толклись рядышком. Я перемещаюсь – и все – тык-тык-тык – тянутся за мной в другую комнату. Это было и смешно, и забавно, и трогательно. Сейчас я брожу по дому одна – к сожалению, никто за мной не идет, все разбежались. Но при этом у меня такое ощущение, как будто Роман (муж Аллы Сигаловой, режиссер Роман Козак, скончался в 2010 г.) с нами. Знаю, что и у Миши такое же чувство, думаю, и у Ани тоже. Мы часто разъезжались на какое-то время: Роман ехал ставить спектакли в одну страну, я – в другую. Вот как будто и сейчас разъехались. Но момент общения – он есть, он сохраняется, и это самое главное. Рома был настолько мудрее, умнее, талантливее меня, что мне все время нужно его о чем-то спрашивать. Получаю ли я ответы на свои вопросы? Конечно.

С мужем Романом Козаком
С мужем Романом Козаком

* Не смерть страшна, а разлука с любимыми. Ну и потом, конечно, боль, мы все боимся боли.

* Есть вещи, которые я до сих пор не простила. Есть ситуации… Они направлены были не на меня – на Рому. Людей я простила, я не простила их поступки. Не могу забыть.

* Я легко говорю «нет». Я научилась.

*Я не люблю конфликтов, бегу от них. Я готова пойти на конфликт, когда мне очень нужно чего-то добиться, но это всегда коротко, сиюминутно. Но поругаться и потом что-то копить, таить в себе я не могу. Для меня оптимальный выход – уйти, спрятаться, а еще лучше – добиться любви. Потому что только в бульоне под названием «любовь» ты расцветаешь по-настоящему, тебе хорошо, и хорошо всем вокруг.

* Мне в 2019 году шестьдесят, и я у меня есть четкое правило: я никогда не хожу в театральные буфеты. Там вечно сидят, сплетничают, перемывают кости, обсуждают кого-то, интригуют... Для меня это решительно не-воз-мож-но. Я могу послать и все объяснить прямым текстом. Мне кажется, это так пОшло, а жизнь такая короткая, чтобы вариться в интригах и сплетнях...

* Самый дурацкий вопрос, который мне задают – когда я родилась? Ну, посмотрите – зачем мне скрывать свой возраст? Во-первых, я молодая и красивая, а во-вторых, каждый прожитый мною день настолько мне важен и дорог, что я не хочу делать вид, будто его не было.

* Я обожаю учиться, это абсолютная прелесть, потому что я задаю глупые вопросы, не стесняясь. У сына спрашиваю, который учится телевизионному делу в Вашингтоне. От студентов своих узнаю компьютерные новости. Я подсажена на это дело и люблю быть в курсе новинок. Пытаюсь идти с моими ребятами студентами в ногу в понимании современной музыки.

* Я вчера отдыхала, гуляла по берегу, лежала на скамейке около воды – час, может быть, я так расслаблялась. Но по-настоящему я восстанавливаюсь только на репетиции. Я счастлива, когда вижу, что у ребят что-то начинает получаться, что они растут, у них начинает гореть глаз, когда они понимают, о чем я с ними говорю, куда направляю. Я вижу, что они счастливы, – тогда и я счастлива. От репетиций я не могу устать – другое дело спектакли: там ты отдаешь очень много энергии, и физической, и эмоциональной. Вот после спектаклей мне иногда надо плюхнуться на диван и выспаться.

* В Юрмале, где я живу, у меня на полке стоит двухтомник Виктории Токаревой, и я его периодически перечитываю на ночь: мне невероятно вкусен этот безыскусный язык. У Токаревой такая интонация, очень особенная, она мне очень близка, потому что в ней я слышу свою маму, своих педагогов, своих кумиров, – я слышу голоса людей, которых обожала.

* Рига – это любовь с первого взгляда, она меня выбрала. Сама меня в себя влюбила, сама привязала к себе и не отпускает, где бы я ни находилась. До смешного доходит: как-то сидим с Алвисом Херманисом в Милане, мы там спектакль делаем. И вдруг я говорю: «Господи, скорей бы уже в Ригу», а он мне: «Да, домой очень хочется». Словом, это такая сильная энергетическая, сердечная привязка, которую я не возьмусь объяснить логически. И потом – многие ключевые события в моей жизни связаны с Ригой. Здесь выросли мои дети, здесь каждая мелочь запечатлена в душе, в сердце, во всех мышцах, во всех клетках. Рига вся во мне.

Беседовала Дора До

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

"ВОСЕМЬ УРОКОВ ЖИЗНИ ЗЕМФИРЫ" -- ЗДЕСЬ

(с) "Лилит"