Эта статья является продолжением статьи Почему не работают практики
Что такое йога. И чем она не является.
Когда речь заходит об увеличении внутренней энергии, часто возникает мысль о популярных практиках, которые как многие полагают, эту энергию дают почти автоматически. Таких как йога.
Йога весьма популярна сейчас. Ее преподают везде. В спортивных клубах. В специализированных центрах.
Масса информации. Тонны книг, видео, журналов, статей.
Но — это мое личное мнение — 99% этой йоги абсолютно бесполезно для повышения ресурса и увеличения энергетики.
Какая наша цель практики йоги? Ключ к успеху любой практики – определить, что мы от нее хотим. То, что я наблюдаю, — многие не задают себе этого вопроса и не вкладывают усилий и времени, чтобы получить на него ответ. Они полагают, что практика йоги принесет нужные результаты сама по себе. Но если мы не знаем, куда мы хотим прийти, йога сама по себе не принесет нас туда.
Прежде всего, «йога» — это общее слово. Есть много разных школ йоги, очень разных, очень отличающихся друг от друга. Все они зовут себя йогой. Можно сказать, что слово «йога» похоже на слово «боевые искусства». Есть много разных школ боевых искусств. Но есть принципиальное различие. У всех школ боевых искусств одна цель – выиграть схватку. Не так с йогой. Не только разные школы йоги используют разные техники, но и их цели разные.
Большая йога и малая йога
Прежде чем определить эти цели, давайте посмотрим на корни йоги. Многие думают, что йоге несколько тысяч лет, и такая древняя система точно является совершенной. Но это не совсем так.
Да, йога существует несколько тысяч лет. Но ранее она была секретным учением, к которому получали доступ только избранные. Только в 20 веке йога стала доступна широкой публике. Однако, напрямую применить практики прошлого в настоящее время практически невозможно.
Йоги древности практиковали ее с целями, существенно отличающимися от тех, с которыми ее практикует большинство сегодня. Йоги древности искали подъема мистической силы кундалини, достижения состояний измененного сознания, соединения с Богом. Как правило, они посвящали себя йоге, а точнее Йоге (с большой буквы). Их совершенно не интересовало, скажем «раскрытие бедер», «восстановительная практика после рабочего дня» или «антистрессовый эффект».
К тому же практика древности была очень сложной, и совершенно невозможной без учителя.
Вы можете сказать, что современная йога тоже достаточно сложна, скажем современные инструкторы йоги могут принимать очень сложные позы (асаны). Но это совершенно другой тип сложности. Асаны древней йоги использовались для направления потоков энергии, которую адепты йоги могли видеть напрямую. И они могли видеть эту энергию не только в себе, но и в своих учениках и таким образом направлять их на основании того, что они видели. Конечно, эти йоги прошлого существуют и сейчас, но их очень мало, и большинство из нас с ними никогда не встретятся – поэтому я называю их йогами прошлого.
Современные практики йоги тоже любят говорить об энергии, чакрах и пране. Только 99% нас, практикующих йогу (включая учителей и тренеров) энергию не видят и не ощущают. Я использую слово «видеть» в Кастанедовском смысле – как прямое восприятие эфирного мира. А без видения все разговоры о влиянии асан на раскрытие чакра, потоки праны и т.д. малополезны. Имеет смысл говорить только о том, что мы видим и ощущаем. Поэтому попытки современных йогов воспроизвести сложные и сверхсложные асаны по сути ближе к цирковому искусству, чем к йоге прошлого.
Современная практика йоги с новыми целями существует примерно лет 100, а по-настоящему стала развиваться последние лет 50. Отличия современной йоги от йоги прошлого лежит прежде всего в целях практики. Для йогов прошлого йога была основой жизни, мы можем сказать, что их жизнь была подчинена практике йоги, это была Жизнь для Йоги. Можем назвать ее Большой Йогой.
А для большинства из нас (подавляющего большинства) йога может быть важной частью жизни, но не главной ее частью. Мы практикуем йогу для Жизни. Можно назвать ее малой йогой.
Первый вопрос, который следует спросить себя любому практикующему йогу – вы хотите практиковать Йогу или йогу. Практика Йоги опасна, особенно без Учителя (с большой буквы), особенно с совмещением ее с семьей, социальной жизнью и работой.
Практика Большой Йоги может принести существенный вред здоровью и психике. В старой Индии те миряне, которые хотели практиковать Йогу, обычно делали это после 50 лет. Когда их дети уже выросли и могли сами заботиться о себе. Они оставляли семью и на 2 года уходили в леса или горы, полностью разрывая контакт с привычным миром.
Например, в романе Сомерсета Моэма «Лезвие бритвы» (основанного на реальных прототипах и реальных событиях) главный герой Ларри, путешествующий по Индии, встречает одного и того же человека сначала как министра правительства одного из индийских княжеств, а затем как бродячего странника, оставившего не только свой пост, но и свою семью.
Такой путь и такие цели далеки от большинства практикующих. Цель практики малой йоги, наоборот, состоит не в том, чтобы уйти прочь от социума (семьи, работы и пр.), а в том, чтобы достичь в социуме лучших результатов. Для этого нам нужно больше энергии, спокойствия, концентрации. Больше ресурса, а также выработка навыков, которые мы можем применить в обычной жизни. Чтобы в этой обычной жизни достигать своих целей, используя навыки и ресурс. Если, скажем, утренняя йога обеспечивает нас достаточным запасом этих качеств на весь день, значит практика выбрана верно. Иначе следует подумать о ее изменении.
Очевидно, что техника малой йоги и применяемые ею методы должны сильно отличаться от техники и методов Большой Йоги. В современном йоговском движение, по моему мнению, большая путаница с этим, так как методы Большой Йоги часто пытаются использовать для достижения целей в малой, что приводит совсем не к тем результатам.
Зачем нам йога
Согласно Бхагават-Гите суть йоги состоит в соединении с Божественным.
Но стремление к Божественному, увы, далеко для большинства из нас. Поэтому нам лучше подходит определение Патанджали: йога — это успокоение ума.
Эти два определения вовсе не противоречат друг другу. Успокоение ума в любой традиции есть первейшее условие для соединения с Божественным. Это как первый рубеж долгого пути. Можно назвать это остановкой внутреннего диалога, можно как-то еще — это неважно.
Но успокаивать ум нужно и нам, обычным людям. Давайте научимся достигать этой первого рубежа, а затем уже можно решить — идти ли к соединению с Божественным или же использовать это умение (навыки, методы) в нашей обычной жизни.
Успокоение ума может быть достигнуто на разном уровне энергии – это важно и часто не понимается. Мы начинаем с небольшого уровня энергии и постепенно повышаем его. Успокоение ума, достигнутое на одном уровне энергии, может нарушаться как на более высоком, так и на более низком уровнях.
На более низком уровне у нас не остается энергии, чтобы поддерживать нужное состояние ума, и мы выясняем, что многие техники работают только от определенного уровня энергии. Так при истощении энергии в случае сильного стресса (эмоционального или физического) поток мыслей, которые мы вроде уже научились усмирять, снова может помчаться неуправляемым галопом.
На более высоком уровне энергии мы оказываемся не в состоянии ее «переварить». Это может произойти, если, например, принять мощный энергетик; чрезмерная медитация может привести к таким же результатам. Перевозбуждение нервной системы снова вызывает тот же поток мыслей, который может быть очень силен, и наши приобретенные в обычных ситуациях умения могут не справиться.
Практики йоги таким образом можно разделить на 2 основных блока:
- Практики успокоение ума
- Практики повышения (или сохранения) уровня внутренней энергии
Нет никакого смысла в сложных асанах, если только они не способствуют движению в этом направлении. Тоже относится и к дыхательным упражнениям и вообще к любым практикам.
Если человек умеет успокаивать сознание, он является йогом — неважно, если он вообще ни одну асану делать не умеет. И наоборот в цирковом искусстве выполнения асан йоги как таковой нет.
Именно эта направленность практик и есть то, что делает практику йоги отличной, например, от спорта.
Важно понимать, что и спорт (умеренный) дает ресурс и навыки. Скажем, все игровые виды спорта, такие как сквош или футбол, повышают концентрацию. Силовые тренировки дают энергию и ресурс, что знают все, кто ими занимался.
Занятия йогой оправданы только тогда, когда йога может предложить что-то большее, чем более обычные спортивные тренировки.
Более того, нас интересуют в первую очередь те практики, которые можно использовать в обычной жизни. Многие практики йоги и медитации, идущие из древности, плохо для этого подходят, и должны быть пересмотрены, чтобы их можно было использовать.
Это основной критерий истинности практики. Если мы научились садиться на шпагат, закидывать ноги за голову и стоять на одном пальце ноги — это все хорошо, только это не йога. А вот если мы продвинулись по пути успокоения ума и увеличения энергетики, мы занимаемся йогой.
Резюме
- Йога — это успокоение ума и повышение энергетики. Это одновременно цель и критерий практики. Любая другая йога неверна.
- Практики йоги должны сочетаться с жизнью и быть для жизни. Йога для жизни, а не жизнь для йоги. Основная задача любых практик, как бы они не назывались, и на чтобы они не были визуально похожи, — дать нам ресурс, навыки и умения, чтобы мы могли достигать своих целей. И просто жить более спокойно и счастливо.
- Занятия йогой оправданы только тогда, когда они могу предложить больше для успокоения ума и увеличения ресурса, чем обычные спортивные тренировки
Эта статья является продолжением статьи Почему не работают практики.
Продолжением этой статьи является статья О бесполезности современной йоги, или нужно ли стоять на голове.