Современные люди редко пользуются наличными деньгами. Оно и понятно, проводить безналичные расчеты быстро и удобно. Но это приводит к тому, что научиться управлять финансами становится сложнее. Трансформационный тренер Адам Кэрролл в TEDx-выступлении рассказал, как его дети играли в «Монополию» на 10 тысяч долларов, и что нужно делать, чтобы научить подрастающее поколение распоряжаться финансами. TAM.BY делится основными идеями.
Деньги становятся абстрактными
У Адама Кэрролла трое детей, и они обожают настольную игру «Монополия». То, как они играют, напоминает марафон, который порой длится несколько дней. У каждого ребенка есть любимый персонаж в игре и своя стратегия. Одиннадцатилетняя дочь Кэрролла всегда выбирает фигурку собаки. Она играет наудачу ради карточек «Шанс» и «Общественная казна». Девятилетний сын любит фигурку машины, и он настоящий стратег. Мальчик покупает все коммунальные услуги и железные дороги, он «строит» дома и отели на самой дорогой земле и потом получает доход. А их младший брат, ему семь лет, скупает все, на что приземляется. Можно сказать, что это логично, потому что он играет тележкой.
Однажды Кэрролл обратил внимание на то, что дети не соблюдали правила. Они выкупали друг друга из тюрьмы, брали взаймы, чтобы приобрести собственность. Мужчина предположил, что на решения детей влияло то, что в игре они пользовались ненастоящими деньгами. Позже он узнал о концепции финансовой абстракции.
Когда деньги становятся идеей, люди иначе взаимодействуют с ними. Наверняка вы слышали рассказы людей, которые отдали на время ребенку телефон, а через месяц им приходил внушительный счет. В 2014 году компания Apple возместила клиентам неподтвержденные покупки в приложениях, которые в основном делали дети. Сумма составила 32,5 млн долларов.
Как-то Кэрролл разговаривал с двумя подростками. Они считали, что доход в 100 тысяч долларов в год — не такие уж большие деньги. Он спросил, почему ребята так думают. Оказалось, у обоих по 500 тысяч долларов в банкоматах Grand Theft Auto — серии популярных компьютерных игр.
«Монополия» на 10 тысяч долларов
Мужчина решил проверить, что было бы, играй его дети в «Монополию» настоящими деньгами. По его подсчетам, для четырех-пяти участников должно было хватить 10 тысяч долларов. Он заехал в банк и разменял купюры так, чтобы они подходили для игры. Каждому ребенку Кэрролл вручил по 1,5 тысячи долларов стартового капитала. А победителю он пообещал денежный приз — 20 долларов.
Как и предполагал эксперт, игра развивалась иначе, чем когда у детей были ненастоящие деньги. Она длилась всего 2,5 часа и была более продуманной по сравнению с обычными играми. Старшая дочь Кэрролла по-прежнему полагалась на удачу, и она стала банкротом первой. Младший сын, который играл тележкой, уже не покупал все подряд. Он внимательно просчитывал, сколько ходов отделяют его от собственности брата и сколько ему придется заплатить, если он приземлится на эту собственность. Средний сын как обычно купил все железные дороги и коммунальные услуги, но больше не тратил деньги на дорогие набережные — он «построил» дома и отели на более доступной земле. И выиграл!
Почему детям важно давать наличные
Дети растут в мире, где деньги перестают быть реальными. Двадцать лет назад ученые из Центра творческого лидерства провели исследование, в котором опросили более 200 руководителей. Топ-менеджеров объединяло то, что в начале карьеры им доверили роль лидера. От них потребовалось принимать серьезными решения. А еще у них были наставники, помогавшие извлекать уроки из полученного опыта. Это исследование определило следующие основы лидерства: если человеку, у которого есть потенциал, позволить получать стратегически важный опыт и извлекать из него уроки, он реализует свой лидерский потенциал и построит успешную карьеру.
Если соотнесите это с экспериментом с 10 тысячами долларов, можно сделать вывод: дети, которые с ранних лет взаимодействуют с деньгами и имеют рядом кого-то, кто помогает им извлекать уроки из полученного опыта, в будущем с большей вероятностью достигнут финансового успеха.
Сегодня молодежь редко видит, когда люди используют наличные. Деньги для них — это что-то абстрактное. У детей создается ощущение, будто деньги нескончаемы, и они не понимают, что это не так, пока не случится катастрофа. Американская компания Dun & Bradstreet обнаружила, что люди тратят на 12-18% больше, когда используют карты вместо наличных.
Кэрролл считает, что детей нужно воспитывать так, чтобы они понимали, что живут в мире, где необходимо принимать реальные финансовые решения. Он предлагает родителям давать детям деньги и разрешать их тратить по собственному усмотрению. Возможно, это приведет к неудаче, и тогда они почувствуют ее несерьезные последствия. Тогда во взрослой жизни, когда им нужно будет принимать серьезные решения, они будут знать, что у решений могут быть серьезные последствия.
С детьми постарше можно поступить так: определить бюджет для школьной одежды, принадлежностей и других вещей и выдать ребенку эту сумму. Когда он потратит деньги, давать больше средств не нужно. Лучше учить молодежь экономить, когда у них немного денег, чем тогда, когда денег нет совсем и человек по уши в долгах. Нужно научить следующее поколение принимать решения в мире, где деньги иллюзорны, но имеют очень реальные последствия.
Посмотреть выступление Адама Кэрролла можно по ссылке.
* В тексте приведены материалы выступления, опубликованного в 2015 году.