«Свобода, Санчо, одно из самых
необходимых условий существования человека»
М. де Сервантес, «Дон Кихот»
Знаете ли вы о том, что изначально Мигель де Сервантес Сааведра задумал «Дон Кихота» просто как шутливую пародию на рыцарские романы, в великом множестве писавшиеся тогда для развлечения читающей публики? А в итоге получилось одно из величайших произведений мировой литературы, которое остается чуть ли не самым читаемым до сих пор.
Самый читаемый роман всех времен и народов
Он занимает второе место после Библии по объему общемирового тиража. Поскольку роман был написан давно, сложно реально оценить величину его читательской аудитории (некоторые ученые считают, что число читателей романа уже достигло 500 миллионов). Эта цифра делает произведение Сервантеса самой продаваемой книгой в мировой истории, намного опережающей «Записки Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса (200 миллионов) и трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» (150 миллионов).
Нужно сказать, что Сервантес вообще не считал «Дон Кихота» своим лучшим произведением. И она действительно представлялась комической современникам дона Мигеля. Согласно легенде, однажды испанский король Филипп III, выглянув с балкона, был поражен странным поведением юного студента, который, сидя с книгой в руках под сенью пробкового дуба, то и дело разражался безудержными приступами смеха. Монарх заметил, что студент или безумен, или читает «Дон Кихота», что и подтвердил один из придворных, сбегавший узнать причину смеха юнца.
Дон Кихот – носитель высокой морали
Сервантес наивно полагал, что лучшее его произведение – рыцарский роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Но время показало, что он ошибался. Такое, кстати, нередко случалось в истории мировой культуры, когда писатель считал наиболее удачными и важными одни произведения, а последующие поколения выбирали для себя совсем другие. Так почему же безумный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса оказались так дороги для миллионов читателей?
В начале 2000-х годов произошло интересное событие: Норвежский Книжный клуб собрал жюри, в которое вошли 100 известных писателей из 54 стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. Был назван «Дон-Кихот» Сервантеса. Хотя, казалось бы, каким образом идеализированный и комичный образ Дон Кихота вписывается в наше прагматичное и далеко не сентиментальное время? Он – носитель гуманистической морали, которая и для нас, людей, живущих 400 лет спустя после появления романа Сервантеса, актуальна как никогда.
Жизнь как приключенческий роман
В личности Сервантеса воплотились лучшие черты созданного им образа, и сама жизнь великого испанского писателя была похожа на приключенческий роман.
Мигель де Сервантес Сааведра родился предположительно 29 сентября 1547 г. в небольшом городке Алькала де Энарес в 30 км от Мадрида. Через городок не пролегают активные туристические тропы, а, между тем, именно в главной аудитории университета Aula Magna, где когда-то начинал учиться Сервантес, происходит ежегодное вручение королем Испании литературной премии им. Сервантеса за лучший роман года, написанный на испанском языке.
Существует также неподтверждённая версия, что Мигель учился среди иезуитов в Кордове или Севилье.
Точно неизвестно, что стало причиной переезда Сервантеса в Италию. Возможно, как и многие молодые испанцы того времени, он решил начать там свою карьеру. Но бытует мнение, что молодой человек стал участником дуэли со знатным испанцем Антонио Сигура, которого ранил, а потому был вынужден бежать от ареста.
Этот период жизни стал очень важным для него, можно сказать, что в Италии Мигель самостоятельно завершил свое образование, познакомился с итальянской литературой и живописью, посетил крупнейшие города страны – Рим, Милан, Болонью, Венецию, Палермо, овладел итальянским языком, что дало ему возможность читать в подлиннике литературу Возрождения. Увлекся античной литературой, прочитал Гомера, Вергилия, Горация, Овидия. В общем, стал широко образованным человеком.
В 1570 году Сервантес был зачислен солдатом в полк испанской Морской пехоты, в котором прослужил 5 лет. На борту галеры «Маркиза» участвовал в битве против Оттоманской флотилии близ Лепанто. В этом сражении Сервантес получил три огнестрельные раны, из которых рана в предплечье оказалась роковой – левая рука потеряла подвижность. Несмотря на тяжелую травму, писатель участвовал в экспедициях на Корфу и Наварино и был свидетелем захвата Туниса и Ла-Гулетта османами в 1574 году.
Наконец в 1575 г. вместе со своим братом Родриго на борту галеры «Солнце» он отправился в Испанию, имея при себе рекомендательные письма на имя короля Испании Филиппа II от вице-короля Неаполя Антуана Перрено де Гранвела и кардинала Джулио Аквавива. Но случилось непредвиденное – алжирские пираты захватили галеру и оба брата оказались в плену. Следующие 5 лет (с 1575 по 1580 год), они провели в застенках, часто подвергаясь различным пыткам. Четырежды Мигель пытался бежать, и лишь чудом не был казнен: рекомендательные письма сыграли двоякую роль в его судьбе. С одной стороны, правитель Алжира Гасан-паша решил, что братья происходят из богатой и знатной семьи и назначил большой выкуп за них, с другой стороны, надеясь получить большие деньги, алжирские пираты старались сохранить им жизнь. Наконец семья ценой невероятных жертв и полного разорения сумела передать какую-то сумму, меньшую той, которая была назначена. Однако Гасан-паша согласился и на нее, т.к. рад был избавиться от пленника, который все время организовывал побеги.
Пять лет, проведенные в алжирском плену, наложили неизгладимый отпечаток на жизнь и творчество Сервантеса, о чем говорится в многочисленных вставных эпизодах «Дон Кихота», в новелле «Великодушный поклонник» и в пьесе «Алжирские нравы».
Родина встретила Сервантеса не очень ласково. Он, ветеран и участник знаменитой Лепантской битвы, на родине никому не был нужен и забыт всеми, кроме родных. А родным нужна его помощь. И он нашел работу в Севилье в должности комиссара по срочным заготовкам для испанского флота. Более неподходящей работы для Сервантеса найти было нельзя! Поставки производились путем реквизиции излишков продуктов у населения и были средством быстрого обогащения для «рыцарей легкой наживы». Но Сервантес был кристально честным человеком, жил на скудное жалованье, которое выплачивалось весьма неаккуратно, однако идти на сделку с совестью не мог и требовал, например, от церкви уплаты налогов для армии, забыв о том, что церковь в Испании всесильна. Он дважды попадает в тюрьму (1597 и 1602 г.). Очевидно, именно в тюрьме в 1602 г., имея достаточно свободного времени, он начал писать свой бессмертный роман.
Мировое признание
Рыцарь печального образа был воспринят многими исследователями как архетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породив даже философское понятие – донкихотство. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес утверждал, что великий испанец создавал своего героя, «беззлобно подшучивая над собой».
В 1604 году свет увидела первая часть романа. Произведение имело громадный успех не только в Испании, но и за ее пределами. С этого момента литературная деятельность Сервантеса не прекращалась. С 1604 по 1616 годы он издал вторую часть «Дон Кихота», множество новелл и драматических произведений, поэму «Путешествие на Парнас» и напечатанный лишь после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда». До самой смерти Сервантес не переставал работать. Что, впрочем, никак не улучшило материальное положение Сервантеса, потому что в те времена не было такого понятия, как «авторский гонорар». Первым вознаграждением Сервантеса за свои литературные труды стали три ложки из серебра, которые он получил как победитель сарагосского состязания поэтов.
Немного о личном
Личная жизнь Сервантеса малоизвестна. Его биографы рассказывают о том, что у писателя была внебрачная дочь Исабель, мать которой, родив девочку, принесла ее в дом Сервантеса и ушла в неизвестном направлении. Спустя какое-то время он женился на Каталине де Саласар-и-Паласьос моложе себя почти на 20 лет. Мать девушки была категорически против этого брака. Причиной ее недовольства послужило то, что Сервантес принес в приданое только свою дочь. Впоследствии жизнь внесла свои коррективы. Обе женщины так привязались к девочке, что она в их лице обрела настоящих маму и бабушку.
Испания не обогатила писателя…
В 1609 году Мигель стал членом Братства рабов святейшего причастия, среди которых были такие выдающиеся испанцы, как Кеведо и Лопе де Вега. Позже вступил в полумонашеское Братство мирян. По некоторым данным незадолго до своей смерти Сервантес постригся в монахи, что противоречит версии его отлучения от церкви в бытность интендантом испанского флота.
Причиной смерти Сервантеса 23 апреля 1616 года стала водянка. Ввиду отсутствия у него каких-либо сбережений, похоронен он был Братством мирян на выделенные благотворительные средства. Место его захоронения долгое время оставалось тайной из-за отсутствия каких-либо надписей на могиле. А в 1835 году в столице Испании Мадриде установили памятник писателю. Автор монумента Антонио Сола разместил на нем надпись: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов…».
Сервантес прожил тяжелую, полную материальных лишений жизнь. В истории сохранился интересный эпизод , который рассказал когда-то Маркес Торрес, цензор, который подписывал к печати второй том «Дон Кихота». На вопрос французского дипломата о том, кто такой Сервантес, цензор ответил: «Он старик, солдат, идальго, бедняк». Дипломат, восторженно говоривший о творчестве Сервантеса и о том уважении, которым пользовался первый том «Дон Кихота» во Франции, в недоумении воскликнул: «Значит, такого человека Испания не обогатила!» Испания, действительно, не обогатила писателя, но он обогатил не только испанскую, но и мировую литературу.