Найти тему
6000 миль до Голливуда

Балканский рубеж

Оглавление

(2019, Россия)

Силы Добра никогда не бывают в кино полноценными, если они по ходу пьесы не спасут хотя бы одного плачущего ребёнка. Каноны жанра: даже если не хочется, а всё равно надо.
Силы Добра никогда не бывают в кино полноценными, если они по ходу пьесы не спасут хотя бы одного плачущего ребёнка. Каноны жанра: даже если не хочется, а всё равно надо.

Всякий раз, когда я слышу бухтение в адрес американских военно-патриотических боевиков "рэмбического" типа, мне всегда хочется задать встречный вопрос. А именно: что мешает нам, вместо того, чтобы включать обиду, снимать свои тупые и пафосные боевики наподобие "Уцелевшего", "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" "Хантер Киллера" или всё той же Рэмбианы? Только, естественно, с силами Добра, марширующими не под звездно-полосатым флагом, а под российским триколором. И поработить этими фильмами мир с тем же нахрапом, с каким это делает Голливуд. И пусть он потом сдохнет от зависти, слыша могучую поступь наших киногероев с пуленепробиваемыми лбами, пудовыми кулаками и добрыми-добрыми глазами. В которых отражаются березки, голубое небо и золотые купола церквей (последнее - опционально).

Что ж, наглядный пример "Балканского рубежа" доказывает: абсолютно ничего не мешает нам клепать подобные киноистории. Причём в наших краях даже смешных 4 млн. $ хватает на боевик современного уровня и нехилого (2,5 часа) хронометража. И, разумеется, с идеологически правильным сценарием, позволяющим крутить это кино на государственном телевидении между политическими визг-шоу и мультиками про ядерные ракеты.

Гламурная снайперша на позиции. Всё при ней: патроны, аптечка, косметичка, суровые "пацанские" замашки, спецназовский жаргон.
Гламурная снайперша на позиции. Всё при ней: патроны, аптечка, косметичка, суровые "пацанские" замашки, спецназовский жаргон.

Открывает "Балканский рубеж", однако, подозрительно не патриотичная заставка "20th Century Fox", что слегка дезориентирует. Впрочем, лишь на несколько секунд. Высветившийся затем логотип телеканала "Россия 1" расставляет всё по своим местам. После чего режиссер Андрей Волгин ("Танцы вусмерть"... пардон - "насмерть") с гордостью демонстрирует нам, как много раз он пересмотрел "Уцелевшего" Питера Берга и "13 часов" Майкла Бэя. Что заметно невооруженным глазом. А в особо драйвовых сценах "Рубеж" от них и вовсе не отличить, даром что их бюджеты аж на порядок жирнее. И это скорее плюс, чем минус. Ведь если мы так и так заимствуем у Голливуда всё, то почему бы не копипастить в первую очередь самое лучшее, модное и современное? Тем более, что наши отечественные подражатели обходятся продюсерам гораздо дешевле, а продукт выдают почти такого же визуального качества. И ведь могут, чертяки, когда захотят!

Сюжет у фильма тоже победоносный, кто бы спорил. Он основан на реальной истории того самого скандального марш-броска наших десантников-миротворцев на аэропорт Приштины в 1999 году. Однако непосредственно цель захватывали всё-таки не они, а взвод спецназа ГРУ, вторгшийся туда на пару недель раньше. И поскольку многие детали той операции до сих пор не преданы огласке, это дало авторам "Балканского рубежа" широкий простор для фантазии. Само собой, в рамках бюджета и той политической идеологии, за которую их будут не пороть, а гладить по головке.

Сербский актер Александар Сречкович - этакая худощавая копия Джоша Бролина, - играет олицетворение местного Зла. То есть просто убивает всё, что движется, а потом идёт и спит беззаботным сном младенца.
Сербский актер Александар Сречкович - этакая худощавая копия Джоша Бролина, - играет олицетворение местного Зла. То есть просто убивает всё, что движется, а потом идёт и спит беззаботным сном младенца.

Несмотря на то, что аннотация фильма обещает нам бодание России и НАТО аж на грани "въядерного пепла", на самом деле Альянс у Волгина пинают как-то вяленько и с оглядкой. Один разбомбленный самолетами роддом вначале, пара намеков на связи НАТО с албанскими карателями по ходу сюжета и один полусонный британский генерал в финале, бубнящий начальству: "Не, да ну вас нафиг, я не собираюсь развязывать Третью мировую из-за каких-то русских десантников в аэропорту". И всё. Кошмарить Альянс во все дыры целый фильм напролет никто не рискнул. С другой стороны, а чего вы хотели? Тут ведь "или - или": или дружба с "20th Century Fox" или бутерброд без икры. А поскольку второй вариант тоже не вариант, пришлось умерить патриотически угар и оставить проклятое НАТО за кадром.

Также за кадром осталось и многое другое. В основном то, что могло омрачить светлые лики благородных героев-спецназовцев. Например, плохие сербы. Здесь таковых нет, и не ищите. Так же как нет и хороших албанцев (за исключением одного "отщепенца"). В этом простеньком черно-белом мире вторые вовсю геноцидят первых, не разбирая, кто из них старики, женщины, дети или священники. И кабы не наши доблестные герои, которых хлебом не корми, а дай на досуге позащищать всех угнетаемых, чую, ныне от Косова камня на камне не осталось бы.
Образы героев тоже, кстати, были в угоду моде срисованы с голливудских аналогов. Иными словами, мы глядим на российских спецназеров 90-х, а видим практически тех же американцев из бэевских "13 часов" с минимальным количеством отличий. Хорошо это или плохо? Да чёрт бы их знал. Но если наши гру-шники зайдут по пути на задание в барбершоп или в бутик со стильными милитари-шмотками, разве можно укорять их за эту маленькую безобидную слабость?

На доклад к командованию - с такой щетиной на лице? Ну ёлки-палки,  товарищ майор, как же так-то? !
На доклад к командованию - с такой щетиной на лице? Ну ёлки-палки, товарищ майор, как же так-то? !

***

В общем, героико-фэнтезийный шутер, не стесняющийся эксплуатировать как все махровые жанровые клише, так и технические приемы современного экшена. Сочетается всё это, честно говоря, не всегда удачно, но как тренировочный полигон для обкатки в России свежих голливудских технологий сей продукт воспринимать ещё можно. Разве только мизерные кассовые сборы "Балканского рубежа" говорят о том, что спрос на такие фильмы невелик (как, кстати, и за бугром), поскольку эпоха пафосных рельсовых боевиков давно минула. Тем не менее, как видим, некоторые оптимисты их ещё делают, а вот зачем - вопрос уже не ко мне, а к ним.

Трейлер фильма: