В загон вбегал он гордо первый,
Все удивлялись: «Ну и смелый!»
Не думая, всё стадо шло за ним,
А он в калитке исчезал один.
Козёл-предатель своё дело сделал,
Пошёл за следующей партией умело!
Басня про Козла-предателя.
Вера Исакова.
Старый Капитан, а тогда молодой старлей, демобилизовался из армии в июле 1980 года как раз под Олимпиаду, которая проходила с 19 июля по 3 августа. В связи с этим эпохальным событием в жизни нашей страны нам выдали проездные документы из города Кибартая тогда Литовской ССР (в этом литовском городке был ближайший от военного городка железнодорожный вокзал) до города Калинина, где нам предстояло осесть на ПМЖ через город Ленинград. Несмотря на тот факт, что через Москву было гораздо быстрее, нас запустили через Ленинград. Нас проинформировали о том, что транзит через Москву на время Олимпиады запрещен. И мы с ребенком и с пожитками, которые собрали в дорогу, потащились в плацкартном вагоне до славного города Ленинграда. А затем пересадка и до Калинина. Хорошо еще в Ленинграде нам помог мой братан на своих жигулях. Но, слава Богу, этот путь в родительский дом нашей молодой семьей завершился благополучно. Запомнилось еще - в этом июле 25 числа скончался Владимир Семенович Высоцкий.
Сами понимаете – после армейской службы и всех хлопот, связанных с переездом после дембеля всей моей семьи, потребовался отдых. Отдыхал я весь август и в сентябре поступил на работу на Тверской мясокомбинат. В то время на такое предприятие без связей устроиться было практически очень сложно. Родственник мой, хотя и дальний, мужиком был хорошим и занимал в советской управленческой иерархии довольно высокое положение. По его протекции взяли меня мастером в компрессорный цех без разговоров, не смотря на то, что там уже работал такой же молодой специалист.
Моя гражданская специальность как раз и была инженер-механик по комрессорным и холодильным машинам и установкам. Однако после двух лет службы в СА мне эти компрессора показались совершенно не знакомыми, а коллектив враждебным. Сейчас я с чувством глубокой благодарности и признательности вспоминаю всех специалистов нашего компрессорного цеха. Именно они сделали меня профессионалом в области холодильной технике. За семнадцать лет работы мастером, а затем и начальником компрессорного цеха я много сделал по реконструкции холодильной установки мясокомбината.
Странное дело – я взялся написать рассказ о козле-предателе, а получается автобиографическая повесть о начале моей трудовой деятельности. Как и всегда у меня в моих рассказах главное это предыстория, вступление к основному повествованию. Она позволяет создать атмосферу, так сказать «аромат» времени, в котором происходило событие, которое я берусь описывать.
Тверской мясокомбинат в начале восьмидесятых прошлого столетия представлял собой хорошо организованное предприятие, на котором, путем реконструкции и тех-перевооружения, коллектив добился больших производственных успехов – выпуск продукции возрастал в период массового убоя животных в сезон до 150% от проектной. Это очень большой показатель. Главную роль в этом достижении играл хорошо обученный и самоотверженный коллектив. Вот здесь мы уже близко подходим к сути повествования.
В сложном производственном организме, который представлял собой мясокомбинат, было много специфических технологических цепочек, которые как раз и позволяли давать такую высокую выработку. Об одном таком явлении я и хочу рассказать. На комбинате довольно долго проработал, а иначе ни как его деятельность и не назовешь, козел по имени Яшка. Яшка был важным винтиком в технологической цепочке по забою мелкого рогатого скота – он помогал загонять баранов и коз на взгон, по которому они самостоятельно поднимались до 4-го этажа. Технологией было предусмотрен подъем скота до 4-го этажа так сказать «своим ходом», а далее все необходимые операции осуществлялись на конвейерах. Транспортировка продукции с этажа на нижний этаж происходила под действием земного притяжения. Поэтому загнать скотину на верхний этаж, особенно баранов, было делом хлопотным. Сами они ну ни как не шли на взгон. Видимо обладали каким-то чутьем, да и запах крови присутствовал. Вот тут и нужен был наш Яшка. Он со знанием дела возглавлял очередную партию барашков, доводил их по загону до начала взгона и незаметно через боковую дверцу покидал обреченных на убой братьев. Эта должность и называлась козёл-предатель.
Здесь я хочу рассказать, откуда на комбинате появился этот козел. Привела его и сдала на убой, получив какие-то деньги, деревенская старушка. Пока оформлялись документы, бабка поведала его историю. Яшка, по началу, был любимцем всей деревни, был общительным и веселым козлом. Считался он бабкиной собственностью, но жил он на вольном выпасе - то есть без дела болтался по деревне. Со временем Яшкин характер стал портиться, а его забавы стали напрягать всю деревню. Любимым занятием его было залезть с утра на крышу бабкиной бани и наблюдать что происходит в деревеньке. Завидев соседку с коромыслом и двумя ведрами воды, идущую от колодца, Яшка стремглав слетал с крыши и мощным и точным ударом пониже спины сбивал селянку с ног. Много пакостей делал он сельчанам и настало время, когда они потребовали от бабки сдать козла на мясо. На комбинате козла конечно приняли, однако толку от него было как с «козла молока» - в том смысле, что мяса с него немного, да и козлятина старая и вонючая, годная только в промпереработку. Из загона он, проявив смекалку, сбежал и болтался по территории неприкаянным ожидая своего часа.
У кого появилась мысль - использовать его для заманивания мелкого рогатого скота на взгон, сейчас уже никто не вспомнит. Но именно здесь его талант предателя проявился в полной мере. Работа была не пыльная. Бараний день был в четверг. Остальные шесть дней Яшка был предоставлен самому себе и слонялся по территории совершенно свободно, выпрашивая бычки в курилках. И все бы было хорошо, но безоблачному существованию козла-предателя неожиданно пришел печальный конец. Он сам попал в убойный цех. Причиной стал его скверный характер.
В один прекрасный день, когда Яшка по своему обыкновению шлялся по курилкам и выпрашивал бычки, свой обход совершал главный инженер предприятия. Мужик он был в принципе неплохой, но слабо предсказуемый в своих поступках. Обход комбината главный инженер, как правило, начинал с компрессорного цеха. Так и на этот раз он направился к нашему цеху где на перекуре стояли рабочие и присутствовал ваш покорный слуга. Главный подошел и демократично закурил. Завязалась беседа о насущных производственных вопросах. И тут в ситуацию ввязался козел Яшка. Он подошел к главному инженеру (!) и, не соблюдая субординацию, ткнулся мордой в руку с сигаретой. Шеф не обратил внимания, и козел сильнее потребовал отдать ему дымящуюся сигарету. Надо сказать - Яшка довольно артистично поедал окурки: он осторожно брал дымящуюся сигарету своими губами, пускал дымок и затем поедал прямо с огоньком. Но в случае, если козел просил окурок, то лучше было ему этот окурок отдать. Отказов Яшка не прощал и лез драться. Главный этого не знал, а предупредить его мы не успели. Получивший в третий раз, вместо сигареты по наглой морде, козел вышел из себя. Шеф, отмахнувшись от назойливого животного, повернулся к Яшке спиной. Это была роковая ошибка. Козёл, отойдя метра на три для разбега, с силой боднул царственную задницу, да так что аж шляпа слетела. Главный отлетел на пару метров и очень сильно разозлился. При подчиненных получить по Ж от какого-то козла было страшно неприлично. Это был удар по авторитету руководителя. Репрессии не заставили себя ждать. Поступил приказ козла отловить и пустить под нож. В убойном цехе тоже был Яшка. Яшка цыган стоял на конвейере - убивал оглушенных животных. Он то и привел приговор в исполнение. Так Яшка боец (бойцами в цехе называли рабочих, которые убивали оглушенных животных) убил козла-предателя Яшку. Всех предателей ждет один конец. Они бесславно заканчивают свою жалкую жизнь.
Однако история про козла Яшку на этом не заканчивается. Буквально через неделю после казни Яшки на скотобазу (так называлось отделение приемки скота на комбинате) обратилась бабушка, сдавшая его на мясо. Причиной ее обращения стали следующие обстоятельства. Когда из деревни исчез козел - жизнь там прекратилась. Ничего интересного не происходило. И селяне поняли что «без козла и жизнь не та». Люди собрали деньги и отправили бабку на мясокомбинат выкупать Яшку. Но, как и происходит в историях с захватывающим сюжетом, спасение немного опоздало.
За семнадцать лет работы в мясной промышленности ваш покорный слуга стал участником многих интересных событий, но это уже темы для следующих рассказов Старого Капитана.