В последние годы состояние послеотпускной депрессии настолько распространено, что в английском языке появилось сразунесколько выражений для его определения: «post-vacation blues, post-travel depression(PTD), vacation (holiday) blues». Все это - послеотпускная депрессия, которой, по данным психологов Гранадского государственного университета (Испания), подвержено около трети европейцев.
Проявляется это состояние по-разному: от повышенной сонливости и легкой апатии до снижения иммунитета, физических заболеваний, полной эмоциональной подавленности. Причем послеотпускная депрессия чаще настигает трудоголиков и перфекционистов. Постоянно решая сверхзадачи и живя в цейтноте, они доводят себя до эмоционального выгорания. И из такого состояния «Все, больше не могу, надо срочно отлежаться недельку на пляже» уходят в отпуск. При этом, во-первых, они изначально предъявляют к поездке завышенные ожидания, а во-вторых, отдыхают неэффективно.
Для полноценного отдыха, который действительно обновляет, заряжает энергией, нужны силы. А если их осталось только на то, чтобы дойти из номера отеля, до пляжа и обратно, качественной смены картинки не происходит. Какая по большему счету разница, где лежать в шезлонге и пить коктейль: на Мальдивах или на Киевском море? Неудивительно, что после возвращения возникает ощущение «недоотдыха» и разочарования. Вместе с перспективой возвращения к изнуряющей гонкев колесе это и порождает послеотпускную депрессию.
Однако ее реально избежать, даже если вы работаете в авральном режиме. Более того, именно отпуск может открыть в вас ресурсы для того, чтобы качественно изменить свою жизнь. Менять при этом работу или нет - вопрос на самом деле второстепенный.
Если взрослая психика так бунтует против возвращения к трудовым будням, то какого детям? Им для адаптации нужно больше времени. Поэтому имеет смысл вернуться домой хотя бы за неделю до начала школьных занятий и постепенно приучать ребенка к ритму будничной жизни: ранним подъёмам, обязательствам. Для детей так же, как и для взрослых, возвращение к школе будет более комфортным, если создать позитивные якоря: «Давай пойдем в магазин, и ты выберешь себе красивые тетрадки, ручки и пенал». Всем нам легче принять то, в чем мы участвуем. И если ребенок вовлечен в покупку и с его предпочтениями считаются, то это формирует в нем радостное предвкушение школьных занятий.