Схема стандартного взыскания долгов известна: претензия, суд, исполнительный лист. А дальше? Неумолимая статистика сообщает, что 90% судебных актов не исполняется. Кредитор тратит время и средства. Получает исполнительный лист, передаёт в банк или приставам. А на выходе – ноль! Деньги не возвращаются. Судебные приставы объявляют задолженность нереальной к взысканию.
Но не будем отчаиваться. Рассмотрим другие инструменты возврата долга. Первый из них – банкротство должника.
Банкротство
Некоторые кредиторы считают, что затевать процедуру банкротства – бессмысленно. Приставы не обнаружили имущества должника, взять с него нечего. Однако специалисты только подачей заявления могут решить часть вопросов.
Процедура банкротства даёт кредиторам дополнительные рычаги. Основной момент – это контроль финансовой и хозяйственной деятельности должника через арбитражного управляющего. Счета и банковские перечисления полностью прозрачны. Если контрагенты производят платежи, арбитражный управляющий распоряжается этими деньгами.
Возбуждение процедуры банкротства ведет к дополнительным финансовым затратам должника. Если он захочет производство прекратить, придётся оплатить расходы на арбитражного управляющего, расходы на процедуры банкротства и т.д. В некоторых случаях должник сразу предлагает мировое соглашение.
Также через процедуру банкротства выявляются риски привлечения к уголовной ответственности руководителей должника. Призрак судимости мотивирует людей решить проблемы мирным путём.
Ещё один инструмент давления – репутационные риски. Заявление о банкротстве отразится в картотеке арбитражных дел. Контрагенты увидят, что их партнёр – банкрот. Это грозит потерей деловых связей и недоверием бизнес-сообщества. Если это возможно, должник постарается сохранить репутацию.
Оспаривание сделок
В каждом пятом случае должник выводит активы до начала исполнительного производства. Делает он это при помощи мнимых сделок. Схема простая. Заключается договор с дружественной компанией. Никаких работ по договору не ведётся, но оплата проходит. Либо деньгами, либо другим имуществом.
Закон о банкротстве в главе III.1 «Оспаривание сделок должника» даёт описание неправомерных сделок: «причинение вреда», «неравноценное встречное предоставление» и «нарушение очередности». Если положение самого должника или его кредиторов ухудшилась, контракт считается подозрительным. Такие сделки выявляются в ходе процедур банкротства. Арбитражный управляющий оспаривает их в суде и возвращает активы предприятию.
Механизм оспаривания хорош, но не во всех ситуациях. Если должник вывел активы через цепочку фирм-однодневок в офшор, пройти по всей цепочке и дотянуться до «запрятанного» имущества будет сложно. Специалисты по взысканию используют в таком случае другой инструмент – субсидиарную ответственность.
Субсидиарная ответственность
Компанией руководят люди. Назначенный директор или теневой. Их доверенные лица, заместители. Называются они – контролирующие должника лица. Если указания таких руководителей приводят фирму к неплатёжеспособности, их привлекают к субсидиарной ответственности. После того как заведено дело о банкротстве, подать иск может арбитражный управляющий или кредитор.
Ст. 61.10 закона о банкротстве «Контролирующее должника лицо» даёт перечень физических и юридических лиц, которые несут субсидиарную ответственность. Контролирующим может быть признано любое лицо, формально с предприятием не связанное. Основной критерий – влияние на должника и определение его действий.
Законодатель установил презумпцию: руководитель должника или собственник, которому принадлежит более 50% компании, признаётся контролирующим лицом. Таких лиц можно сразу привлекать к субсидиарной ответственности. Доказывать их причастность не нужно. Наоборот, данные лица должны доказать, что не оказывали отрицательного влияния на должника, и банкротство произошло не по их вине.
Сложнее дело обстоит с «теневыми кардиналами». Их нужно выявить, а затем доказать причастность к управлению компанией-банкротом. Чтобы вычислить тайного бенефициара, специалисты по взысканию исследуют сделки должника. Если в преддверии банкротства активы выводились в пользу одного лица, следует изучить счастливчика.
Если была смена руководителей или учредителей, к этому также стоит присмотреться. Возможно, реальные управленцы поставили вместо себя номинальных. Есть несколько признаков номинальных руководителей. Обычно такие люди числятся директорами во множестве компаний. По ним в службе судебных приставов лежат исполнительные листы. После введения номинального руководителя компания начинает распродавать активы, экономические показатели падают.
Для изобличения контролирующих должника лиц используются свидетельские показания работников, в том числе номинальных руководителей. Рассматриваются и другие доказательства. Человек может распоряжаться счетами организации, например, с помощью электронной цифровой подписи. Доменное имя предприятия принадлежит данному физическому лицу, или гражданин участвовал от имени должника на различных собраниях, конференциях. Проверив эти пункты, можно выявить реальных руководителей.
В жизни бывают ситуации, когда у должника деньги есть, но он не хочет их возвращать. Тогда один из инструментов по взысканию может решить проблему. Но бывает, денег нет, и чтобы кредитор не делал, ничего не сработает. В таком случае тратить время и средства на взыскание неэффективно. Чтобы правильно оценить долг, можно использовать разные механизмы.
Сейчас наиболее надежным из них является создание карты рисков взыскания задолженности.
Карта просчитывает оптимальный алгоритм взыскания и финансовые затраты на всю процедуру. Используя этот инструмент, вы поймёте, в какой срок и в каком объёме долг будет погашен. Какие расходы потребуются. Работа по взысканию превратится из игры в рулетку, повезёт – не повезёт, в обычную проектную деятельность. Инвестиции, сроки, результат.
Закажите карту рисков и эксперты в области взыскания проблемной задолженности составят ее персонально для вас