У моей подруги дети-погодки: Даниилу 4 года и 3 месяца, Яне 3 годика исполнилось. Дома, конечно, всегда шумно и весело. Детки дружные, играют вместе. В общем, растут на радость маме и папе. Но, как и бывает зачастую, брат с сестрой совершенно разные! Даня всегда очень серьезный. Даже когда играет, складывается ощущение, что он больше «руководит» процессом; может долго заниматься каким-то ОДНИМ делом. Яна же напротив — «огонек» и заводила. Быстро устанавливает контакт с окружающими, не любит одиночество, занятия ее глубоко не захватывают — ей хочется поиграть со всем и со всеми.
Родители уже адаптировались к особенностям темперамента у детей, но все-таки мама иногда сокрушается: «Даня так любит пазлы, и ЛЕГО ему дается легко. А дочки хватает на то, чтобы вытащить все детали конструктора, разбросать их и сложить — максимум — башенку. Зато на улице, когда Яна на самокате рассекает, сын догнать ее не может. Пройдет совсем немного времени, и надо будет идти в школу. А там усидчивость нужна, терпение. Да и шустро соображать надо. Вот бы каждый из деток друг с другом поделился хоть одной своей чертой...»
Но надо помнить, что даже при равных условиях жизни детей, при применении родителями одинаковых принципов воспитания — дети будут разными. А всему «виной» различный тип нервной системы и ТЕМПЕРАМЕНТ.
Разные темпераменты — разные дети
- - обладает сильной, подвижной уравновешенной системой
- - поведение жизнерадостное
- - активность
- - покладистость и гибкость в общении
- - легко приспосабливается к новым условиям
- - быстро находит товарищей
- - тяга к коллективу
- - интерес ко всему происходящему
В новой обстановке (например, в детском саду) такие дети осваиваются быстро, легко просыпаются и переключаются с игр на занятия.
Нужно учитывать и отрицательные стороны этого типа:
- - неустойчивость внимания
- - быстро отвлекается
- - устает от однообразия
- - поверхностность в освоении знаний
- - переменчивость настроения
- - присутствуют лишние движения (даже при выполнении спокойных заданий)
- - говорит «без умолку»
Основная задача в воспитании ребенка-сагвиника — формирование у него УСТОЙЧИВОСТИ поведения, интересов, привязанностей. Важно проявлять с ним строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Не будьте снисходительны к, казалось бы, мелочам в наведении порядка. Необходимо формировать привычку убирать игрушки, складывать вещи на место. Добивайтесь завершения дел, не допускайте частой смены деятельности. С малых лет учите ребенка устанавливать прочные отношения с товарищами.
- - сильная, подвижная нервная система
- - выразительная мимика, быстрая и громкая речь
- - импульсивность
- - любит подвижные игры и занятия
- - стремится быть лидером
- - высокие организаторские способности
Сдерживая активность ребенка, можно «разбудить вулкан», так как холерик — это неуравновешенно-возбудимый тип, к тому же он:
- - не умеет сдерживать себя
- - проявляет бурные реакции на любое неудобство, запрет
- - испытывает сильные переживания (смех — хохот, плач — рыдание и истерика)
- - склонен к частой перемене настроения
- - пытается руководить взрослыми
- - агрессивен, драчлив
- - конфликтует из-за игрушек
Целесообразно ребенка-холерика поддержать в любом начинании, организовать его деятельность так, чтобы активность находила полезное применение. Возбудимым детям полезны все занятия, развивающие СОБРАННОСТЬ и сосредоточенность: настольные игры, конструирование, рисование, трудовые поручения. С ребенком такого типа темперамента всегда следует говорить спокойно, но требовательно. Учите уступать, говорить спокойно, считаться с чужим желанием.
- - сильная, уравновешенная нервная система
- - редко плачет, много спит
- - не требует к себе много внимания
- - нет лишних жестов
- - постоянство и устойчивость ко всему (в отношениях, к вещам)
- - четко следует знакомым правилам поведения
- - аккуратен и старателен
Ребенку обязательно нужно помогать, чтобы хоть немного преодолеть его черты-«помехи». Ему свойственны:
- - малоподвижность, даже вялость
- - замедленный темп речи, действия
- - слабая реакция на окружающее
- - излишняя задумчивость
- - низкий уровень адаптации,
- - долгое привыкание к чему-то новому
Не проявляйте недовольство его нерасторопностью. Крики и угрозы еще больше затормозят его действия, а уборка игрушек может стать бесконечным делом. Помогайте ему. Ребенок больше должен участвовать в активных видах деятельности. Не создавайте «тепличные» условия для ребенка, пусть через САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ преодоление трудностей у него будет развиваться чувство уверенности в себе. Чаще ставьте детей в ситуации, где нужна от них расторопность и находчивость. Почаще хвалите!
- - проявляет спокойствие во всем
- - может играть один
- - испытывает глубокие и сильные чувства
- - присущи чуткость, отзывчивость и сопереживание
- - устойчивые интересы и привязанности
Основные уязвимые черты меланхолика:
- - слабая нервная система
- - повышенная ранимость и чувствительность
- - быстрая утомляемость
- - низкая активность
- - безынициативность
В воспитании ребенка-меланхолика важно соблюдать ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ. Ограничьте от сильных шумовых раздражителей, но в то же время приучайте не бояться шума. Расширяйте постепенно круг знакомств. Дети с трудом входят в коллектив, они очень привязаны к маме. Откажитесь от чрезмерной требовательности и наказаний — это может вызвать замкнутость и тревогу. Говорить следует с меланхоликом мягко, но уверенно. Необходимо развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности.
Ребенок уникален!
Все дети разные, и это нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать при воспитании. Не старайтесь их перевоспитать кардинально — не получится. Если ребенок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось. Предъявляйте к ребенку требования с учетом его природных особенностей. Помните, что при неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии на личность ребенка проявление отрицательных черт сведется к минимуму. Главное — помогайте ребенку развиваться, учитывая его особенности, пусть он чаще занимается любимым делом. Относитесь бережно к ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ маленького человека. Успехов и здоровья вам и вашим детям!
Автор статьи: Ирина Алсынбаева