Найти тему
Записки провинциалки

Здравствуй, Иван

Это не точный портрет Ивана , это то, каким я его себе вижу... У меня нет фотографии,  и , что найду её шансы не велики.
Это не точный портрет Ивана , это то, каким я его себе вижу... У меня нет фотографии, и , что найду её шансы не велики.

Мистика и моя вера в неё иногда запредельна... Мне приснился парень из 1941. От него не осталось ничего, кроме имени - ни фотографии, ни родственников, способных рассказать о нём. Ничего. Просто искала данные пропавшего без вести прадеда моих сыновей. Зашла на сайт поисковиков...А там несколько строк Иван Федорович Тутарков, призван Таштыпским РВК, названия частей где служил. И пометка "Родственников нет"

И зацепило, есть район, откуда он родом, есть 17 тысяч жителей...Но родственников нет... Как-то уже принято, едва ли не до штампа, фраза "Уже столько лет минуло с той войны, а родственники всё еще ищут своих дедов, отцов" А вот есть те, кого не ищут.... Мелькнул человек малой искрой на грозовом небе ... и нет его. Вот искала, всё, что могу найти, просто чтоб сделать статью...

Что знала изначально - 1922 года рождения, призван в 1941. Нет-нет, не буду утомлять подробностями... О том что удивило...

Два списка безвозвратных потерь, в которых значился Иван Фёдорович Тутарков.

Первый датируется маем 1943 года. Донесения о безвозвратных потерях №19756, 309 Стрелковой дивизии (В последствии ей будет присвоено имя - Пирятинская). Лист безвозвратных потерь, наскоро заполненный простым карандашом и почти нечитаемый. И ясно из него только одно – Иван пропал без вести в марте, в районе деревни Черкасы Томаровского района Курской области в марте 1943 года.

А во втором листе безвозвратных потерь уже 67 стрелковой дивизии стоит совсем другая дата смерти 18.12.1943 г. И место значится другое с. Краван Невельского района Калининской области. Но в обоих документах о смерти – все то же имя и всё те же исходные данные.

Путаница? Да нет, судьба человеческая.

Единственный родственник, указанный в документах, – Харитина Петровна Тутаркова – сестра. И сестра, судя по отчеству, неродная? И это уже странно, ведь обычно указывали данные ближайших родственников – матери, отца, жены, дочери… У Вани Тутаркова в самых близких, кому голосить по погибшему, или забирать из госпиталя калеку – двоюродная сестра. Иван – сирота? Ясно одно - не успел Ваня жениться. А сестра...дожила ли она до конца войны? В районе, согласно согласно спискам избиркома - никого с фамилией Тутарков. И ни одной Харитины, согласно данным соцзащиты. Вот уж точно - путь метеорита на ночном небе - одно мгновение. И на этот краткий путь два похоронных извещения.

Я нашла и эту горькую бумагу адресованную Харитине Петровне. Уцелела она лишь потому, что на обороте стоит приписка "Жив. получено письмо с госпиталя"

Та самая похоронка
Та самая похоронка

И обротная сторона
И обротная сторона

Да, выжил...чтоб погибнуть через девять месяцев - в декабре 1943 года.

А между двумя похоронками - наградные документы на медаль "За отвагу"

Парень обнаружил колонну противника. И в результате было уничтожены до роты противника, два танка и четыре автомобиля. Это было 17 марта, а 18 он же обнаружил вражескую батарею, ведущую огонь по нашей пехоте.

А дальше, было ранение и вернулся Иван уже в другую часть. Вернулся, чтоб пройдя Курскую дугу, погибнуть в Невельском мешке. Это становится ясно, если отследить судьбу парня по боевым путям его частей. Но к Невельскому мешку.

Помните что это такое?

«В середине ноября 1943 года наши войска на узком участке западнее Невеля прорвали вражескую оборону и начали успешно продвигаться на запад и юго-запад. Однако несмотря на успех две армии, насчитывавшие до 15 дивизий, сами оказались в очень трудном положении. Дело в том, что горловина прорыва шириной 10-11 км, через которую прошли войска, не была своевременно расширена. Армии попали в огромный мешок, вытянутый на 100 км с севера на юг и на 55 км с запада на восток. Враг неоднократно пытался перерезать горловину, но ему удалось лишь сузить ее на два километра. Нависла угроза окружения наших двух армий».

Вот в этом почти окружении и оказался Иван. О том, каково там было в этом мешке есть масса воспоминаний. Достаточно сказать, что бои практически не прекращались, подвоз продуктов был невозможен. И мера еды была для солдат - пара ржаных сухарей в сутки. В расход пошли лошади, что тягали на себе артиллерийские орудия. И вместо съеденных и убитых лошадей в оружия впрягались солдаты... Вот там и погиб парень из далекой Сибири. Как? Кто же теперь скажет.... Но захоронен он в братской могиле вс.Турки-Перевоз, Невельского района Псковской области. Ребята, если верить всемогущему интернету - в захоронении - 5 тысяч солдат, и только 2046 из них опознаны. Наш Иван значится под номером 1746...

-4

И вот эти две недели, пока перерывала интернет и архивы в поисках следа Ивана, он точно стал родным...И, я никак не могла воспринять его, как далекого героя, он - ровесник моих сыновей, понимаете? Вот такой же полный сил, надежд, планов. Надо полагать, что парень был ловким, наблюдательным, смелым...в разведку других не брали. Сельский мальчишка, охотник, воин. И я как-то внутренне так все время обращалась к нему " Каким ты был, Ваня?" Хакас, значит черноволосый, смуглый, с характерным разрезом глаз. А вот высоким или нет? Худым или крепышом?

И можете не верить, но уже когда отдала статью в печать, мне приснился странный сон...Шлялась я по каким-то длинным рядам магазина, что-то искала, что-то покупала. И отчего-то очутилась на сельской улочке, домик, черемуха, склонившаяся над воротами, деревянная лавочка. присаживаюсь на неё и дико хочу курить. (Кто хотя бы год курил, знает, что такие сны не редкость, даже если завязал) Я хлопаю себя по карману, ищу сигареты. И вдруг меня толкают в бок локтем, поворачиваю голову - сидит паренек-хакас, в форме тех лет и протягивает мне папиросу...Покурили молча, он встал и пошел по улице... Невысокий, коренастый, круглолицый... Почему не крикнула вслед "Ну, здравствуй, Иван!"

Если б можно было управлять сном...

Но вот что поняла, что просто надо сюда выложить, а вдруг где-то на другом краю страны, его все же ищут?

Тутарков Иван Фёдорович, 1922 года рождения, призван Таштыпским РВК. Гвардии ефрейтор, разведчик-наблюдатель. Награжден медалью за "За отвагу" . Погиб 18 декабря 1943 года...Знаете, в чем каверза судьбы. А 24 декабря чертов это мешок распахнут. Всего через шесть дней.

Послесловие, ребята, оставляю возможность комментариев только потому, что вдруг да кто-то прочтет, кому судьба Ивана интересна. И совершенно не желаю споров.

Ребята вот ссылки на статьи о

фронтовом водителе Шадрине В.Г

Бабе Ане, медсестре тылового госпиталя, чья судьба просто повод для романа.

Не для нагона читателей, нет, просто помяните. Их уже нет в живых.