Ужасная трагедия.
Случилась только вчера и уже обрастает легендами и домыслами. В угоду разжигания страстей вокруг катастрофы некоторые личности готовы цепляться к чему угодно.
Чемоданы и кладь в руках
Первое что я услышал утром: люди спасались с чемоданами! И я пошёл проверять.
Первым об этом сообщил телеграмм канал "ОПЕР Слил" (тот ещё источник). В доказательство этого факта приводится видео не самого лучшего качества.
Просмотр видео, которое выложено на ютуб, показывает нескольких человек с ручной кладью (на видео видно троих с тяжёлыми рюкзаками). Но это рюкзаки или ручные сумки, их часто кидают в ноги.
Вот кадр из видео про эвакуацию – стрелками отмечены спускающиеся по трапу люди.
Была одна отдельная сумка в самом начале (-1 секунда). Да, перед прыжком некоторых людей есть 1-2 секунды задержки, что кажется просто огромным временем, но это всё ещё 1-2 секунды. И это достаточно грузные люди, которых нельзя спускать сразу же. Они просто переломают тех, кто не успел уйти.
Уже на 45 секунде люди перестают выпрыгивать. Последний выпрыгивает в самом конце видео. Между последним и предпоследним эвакуирующимся прошло почти 7 секунд.
Скорее всего, рядом с выходом в доступности стюардесс уже никого больше не было.
Может быть, с моральной точки зрения хватать в момент трагедии ручную кладь – это неправильно. Но в защиту этих людей можно сказать немало:
1. Все герои перед монитором. Все себя представили в такой катастрофе и сразу смело кинулись всех спасать. Но есть мнение, что ни один из этих героев не оказывался ни в одной крупной катастрофе, потому и бьют себя в грудь. Бодрячком из спасшихся выглядит только первые пять-шесть человек – всех остальных уже шатает, многие идут прихрамывая.
2. Угарный газ. Вы им дышать пытались? 2-3 вздоха, и вы уже не соображаете ничего. Ещё пара вздохов, и вы уже как овощ – можете только моргать. После первых 15 человек все остальные уже свои вздохи сделали – а значит, скорее всего, действовали на рефлексах.
3. Шок. Перед тем как подломилась стойка шасси, самолет, что хорошо видно, делает отскок – высота прыжка ужасает. После такой встряски у 9 человек из 10 вышибает напрочь любое здравомыслие. А после того как самолёт ложится хвостом на бетон и начинает гореть – нормально даже персонал самолета не соображает.
4. Паника. Количество подготовленных к такому людей на борту самолёта равнялось количеству членов экипажа. Ни разу не доводилось мне участвовать в учениях по эвакуации, сколько я ни летал самолётами.
Почему не помогали другим?
Да потому что сами только и успевали уйти с пути спускающихся. За 45 секунд спустилось 37 человек.
Засеките время: скатитесь с горки высотой 2-3 метра, быстро поднимитесь на ноги, отбегите на несколько метров – и проверьте, сколько времени прошло. Это около 10-15 секунд. За оставшиеся 20 секунд надо вернуться полукругом к трапу и начать проявлять героизм. Это если вы первым были. А если вторым, то ещё минус 2 секунды. И так далее....
А на фоне всего этого – стена пламени от горящего горючего и чёрный дым.
Почему не слили горючее?
Одни говорят, что могла не сработать система слива, если пострадала электроника. Другие, что это ошибка пилотов. Версий миллион, но будет – одна. Та, которую установит следствие. Додумывать можно будет, когда в доступ выложат документы и протоколы. А сейчас-то зачем?
Где пожарные машины?
Они приехали за минуту. Они были на посадочной полосе. Но не там, где развернуло самолёт, а там где он должен был остановиться – ближе к концу. А где им на 3-4 км длины посадочной полосы надо было находиться? Скорее всего, ехать нужно было от 1 км до 1,5 км.
Это трагедия, которая складывается из случайностей. Если виноватые в трагедии есть – то их найдут. Если нет – не надо фантазировать, там погибли люди.