(Lo spietato, 2019, Италия)
Во первы́х строках сего обзора должен чистосердечно признаться, что не могу оценивать это кино беспристрастно. Поэтому всё, о чём вы прочтёте ниже, может не соответствовать реальному положению вещей. И на самом деле "Безжалостный" рискует оказаться для вас вовсе не так хорош, каким он видится мне. Так что не надо кидать в меня камни, если ваше мнение о нём вдруг сложится иначе... конечно, если вам нравятся фильмы об итальянской мафии, да ещё снятые на родине мафии. В таком случае вы уж точно не пропустите "Безжалостного", одну из лучших картин 2019 года на данную криминальную тему.
Это скромное, но эффектно снятое кино выходило в прокат лишь в Италии, после чего, не испытывая амбиций по завоеванию мирового рынка, было продано с потрохами на Netlix. И правильно - вряд ли в кинотеатры США на него ломились бы толпы народу. А так оно тихой сапой расползлось по всему интернету и, как хочется надеяться, добавило бонусов к известности своему режиссеру Ренато Де Марии и исполнителю главной роли Риккардо Скамарчо. Особенно последнему, который хоть и мотается иногда на работу в Америку, но прорывных ролей ему там покамест не предлагали. А зря! Носитель подлинной итальянской экспрессии, в "Безжалостном" Скамарчо фонтанирует ею с невиданной силой. Ничуть не хуже, чем если бы эту же роль калабрийского мафиози сыграли, например, Аль Пачино и Де Ниро (в свои молодые годы, разумеется).
Снят "Безжалостный" по книге "Менеджер калибра 9 мм." за авторством Калаприко и Фаззо (в России, кажется, не издавалась) и посвящен калабрийской Ндрангете - не столь раскрученному кинематографом, подвиду итальянской мафии, в отличие от сицилийской Коза Ностры и неаполитанской Каморры. Тем не менее, страсти в Ндрангете кипят не менее бурные, и сюжет фильма направляет их в правильное русло, ориентируясь на американских столпов жанра вроде "Лица со шрамом" и "Однажды в Америке". То есть криминальное восхождение здешнего главгероя по имени Санта Руссо (Скамарчо) тоже начинается с самых низов и младых ногтей. Тогда, когда он, пацанчик, и не помышлял о том, что в будущем станет одним из боссов воровского мира Калабрии. Однако сука-фортуна рассудила иначе и в итоге что выросло, то выросло.
Впрочем, пересказывать его похождения мне неохота: в них с самого начала хватает нежданчиков и поворотов, чтобы засвечивать их вам раньше времени. Отмечу лишь самые выпуклые плюсы картины. Первый: жесткая ирония, с которой Руссо преподносит нам эту историю, сопровождая её своими закадровыми комментариями. Ага, точь-в-точь, как в "Славных парнях" Скорцезе и "Кокаине" Демме, тем более, что тема наркотиков в "Безжалостном" тоже выходит на передний план и становится для сюжета переломной. Второй плюс: превосходная игра всех без исключения бойцов актерского ансамбля. Быковатые горячеголовые выходцы из беднейшей провинции Италии в исполнении Скамарчо и его коллег получились ну очень колоритными. Особенно в отношениях Санты с городской богемной тусовкой и её утонченными и возвышенными идеалами.
И третий плюс, который шприцует "Безжалостного" 100% обаянием и не позволяет мне говорить в его адрес гадости: саундтрек! Почти без перерыва в фильме звучат отборные "боевики" и баллады итальянской эстрады 70-80-х, под которые Санта Руссо занимается своими грязными делишками. А также встречается-влюбляется-женится и потом, как обычно, врёт и изменяет своей жене, наживая себе лишние проблемы на ровном месте. И вот такого гармоничного вплетания итало-диско в сюжет про итало-мафию я, честно говоря, больше нигде не встречал. По крайней мере в тех фильмах о ней, которые прежде смотрел.
***
В общем, ещё одна киноистория про очередных пришедших к успеху и ушедших кто в могилу, а кто в тюрьму "пацанах". Разве что называющих себя непривычным словом Ндрангета, зато умеющих рассказывать о себе иронично, стильно, с огоньком и под шикарную музычку. Всем любителям фильмов, чьи названия также упомянуты выше, игнорировать "Безжалостного" ни в коем случае нельзя. Он, конечно, не такой дорогой и размашистый, но тоже всё делает правильно и оставляет о себе хорошие впечатления.