Найти в Дзене
OVER 9000

Что такое вейстгейт ("калитка") в турбине

Те, кто хотя бы примерно понимает как работает турбонаддув (а кто не понимает - сначала читаем это) однажды задавался вопросом: а как эту турбину остановить? Ну то есть, вот раскрутили её выхлопные газы до немыслимых оборотов - а если вдруг стало "чересчур"? Как её замедлить? А вот это я сейчас вам и расскажу. Здесь стоит сделать ремарку. На данный момент системы наддува серьёзно эволюционировали от простых механических к многоступенчатым электронно-управляемым. Кроме того, помимо турбонаддува есть ещё механический наддув (об этом также в статье по ссылке выше). Сегодня же, для упрощения понимания общей теории, мы рассмотрим классическую систему с обычной неуправляемой турбиной, приводимой энергией выхлопных газов. Зачем тормозить турбину? Потому что если её периодически не осаждать, то чем сильнее мы будем давить газ - тем выше будут её обороты и давление наддува. Получаем своеобразный замкнутый круг: турбина, раскручиваясь, повышает объём воздуха в цилиндрах, а ЭБУ в ответ льёт бо
Оглавление

Те, кто хотя бы примерно понимает как работает турбонаддув (а кто не понимает - сначала читаем это) однажды задавался вопросом: а как эту турбину остановить? Ну то есть, вот раскрутили её выхлопные газы до немыслимых оборотов - а если вдруг стало "чересчур"? Как её замедлить? А вот это я сейчас вам и расскажу.

Здесь стоит сделать ремарку. На данный момент системы наддува серьёзно эволюционировали от простых механических к многоступенчатым электронно-управляемым. Кроме того, помимо турбонаддува есть ещё механический наддув (об этом также в статье по ссылке выше). Сегодня же, для упрощения понимания общей теории, мы рассмотрим классическую систему с обычной неуправляемой турбиной, приводимой энергией выхлопных газов.

Зачем тормозить турбину?

Потому что если её периодически не осаждать, то чем сильнее мы будем давить газ - тем выше будут её обороты и давление наддува. Получаем своеобразный замкнутый круг: турбина, раскручиваясь, повышает объём воздуха в цилиндрах, а ЭБУ в ответ льёт больше топлива (чтобы смесь была хотя бы примерно стехиометрической - об этом мы говорили не раз). Соответственно, энергия выхлопных газов (их объём и скорость) увеличиваются, за счёт чего увеличивается и скорость вращения турбины... Ну и далее по-кругу.

Конечно, не всё так линейно, и блок управления в крайнем случае просто перерубит подачу топлива и откатит углы зажигания. Но выглядеть это будет как грубые рывки на пиках ускорения. В простонародье такой эффект называется "передув" - когда турбина наддувает больше положенного. И как ей самой, так и остальным компонентам двигателя, эти постоянные перекруты мягко говоря, не полезны.

золотистая круглая бобышка - актуатор wastegate'а
золотистая круглая бобышка - актуатор wastegate'а

Но выход есть!

Предвидя такое развитие событий, инженеры (хоть они и на порядок тупее большинства комментаторов, понятно) вот что придумали. На компрессорной (холодной) части корпуса турбины есть штуцер. Давление воздуха из него выходящего всегда равно тому, что нагнетает турбина в двигатель. Шлангом этот штуцер соединён с механическим актуатором (подпружиненный шток с мембраной внутри герметичного корпуса). Тяга этого актуатора закреплена на той самой "калитке" турбины, о которой многие слышали. Называется эта калитка wastegate ("вэйстгейт"). Буквально переводится как "ворота для отходов". Сейчас поймёте почему.

типичный полностью механический (без электронного управления) актуатор вэйстгейта
типичный полностью механический (без электронного управления) актуатор вэйстгейта

И как оно работает?

Пружина внутри корпуса актуатора давит на шток, а тот давит на "калитку", держа её всегда закрытой. Но вот обороты турбины увеличились до критических - а вместе с тем увеличилось и давление в трубочке, идущей со штуцера на актуатор (помните?..) И после определённого, заложенного на заводе порога, давление воздуха перебарывает усилие пружины, и шток начинает выдвигаться, открывая калитку. А эта самая калитка - банально обходной путь для выхлопных газов мимо лопаток турбины. Другими словами, как только турбина начинает перекручиваться - она собственным давлением открывает обходной путь выхлопным газам, которые её раскручивают. Скорость вращения понижается. А соответственно, падает и давление воздуха - пружина снова берёт верх и калитка закрывается. Давление начинает расти. Цикл повторяется.

схема работы проста до безобразия
схема работы проста до безобразия

Повторюсь, современные системы имеют кучу клапанов, соленоидов, приводов и контроллеров для управления наддувом. Даже турбин может быть несколько. Но мы рассмотрели классическую принципиальную схему, которая с рядом изменений успешно применяется и по сей день.

изнутри
изнутри

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных вэйстгейтов и мощных турбин!