Прокатчикам снова пришлось капитулировать
Ну что, могу всех нас поздравить - событие, о необходимости которого столько времени твердили на страницах и киносайтов Рунета, и российской прессы определенной ориентации (той самой, что называет себя независимой), свершилось - в прокат вышли «Мстители: Финал».
О сюжете, актерах, создателях «Мстителей…» рассказывать нет смысла - или вы знаете это во всех подробностях, или не знаете ничего. Но если не знаете, на «Мстителей…» вы едва ли пойдете. Поэтому вместо этого мы коснемся, как сейчас говорят, бэкграунда этой ленты, тем более что он непосредственно влияет и на кинопрокат в целом.
Сначала немного экономики. Чтобы фильм окупился в прокате, нужно собрать кассу двойную к бюджету. Есть разные схемы, позволяющие это дополнить за счет продажи телеправ, выпусков DVD и тому подобного, но общее правило именно такое.
Средний блокбастер собирает в США порядка 250-300 миллионов долларов. Но у «Мстителей: Финал» бюджет 400 (!) миллионов долларов. Так что он должен собрать, чтобы окупиться, сумму втрое большую, чем у среднего блокбастера! По сообщениям прессы, эта проблема в данном случае будто бы решилась. В первый уикенд фильм собрал 1,2 миллиарда долларов - успех!
А теперь - как он достигается. «Хотите «Мстителей»? ОК. Но предоставьте им лучшие сеансы: два вечерних в будни и три в уикенд. Ах, не можете, фильм слишком длинный, у вас есть и другие планы? Ну тогда планируйте без «Мстителей»!» - примерно к этому и сводятся все переговоры прокатчиков и дистрибьюторов. Понятно, что в итоге прокатчики всегда капитулируют - и устанавливается диктатура «Мстителей». Или в других случаях какого-либо иного американского блокбастера.
Знаменитый французский философ Жан Бодрийар называл Голливуд главным террористом современного мира. Согласитесь - не такое уж и преувеличение!
Одно время считалось, что развитие сети мультиплексов решит эту проблему. Нет, не решило. В Голливуде тоже не дураки, и счет ведут не по кинотеатрам, а по экранам, так что либо вы показываете «Мстителей» - либо показываете что-то другое. А что другое, если все в киномире знают, что конкурировать с «Мстителями…» невозможно, не только потому что это кино с бюджетом в четыреста миллионов долларов, но и потому, что лучшие сеансы будут так или иначе оккупированы этой лентой. И потому премьер своих «больших» проектов в один уикенд с «Мстителями» и К° не устраивают.
Есть, правда, и исключения. Если картины принадлежат к жанрам, собирающим устойчивую аудиторию, то их покажут - пусть и на неудобных сеансах - параллельно с голливудским суперблокбастером. В нашем случае это фильм ужасов «Время монстров», молодежная мелодрама «В метре друг от друга» и мультфильмы.
«Время монстров» - малобюджетный фэнтези-хоррор, явно вдохновленный «Игрой престолов» (18+), точнее, его персонажем второго плана дядей Бендженом. Итак, Бенджамина Старка сделали главным героем, чтобы не было проблем с авторскими правами, но сохранился явный намек. Имя, правда, убрали напрочь (он здесь именуется просто Отец), превратили в викинга (как и дядя Бенджи, брюнета) и перенесли формальное место действия в средневековую Скандинавию. Все остальное - как в «Игре…»: и пейзажи, как в Застенье, и монстры (но из-за тех же авторских прав - не Белые Ходоки), и декорации, и костюмы. На актерском ансамбле лихо сэкономили - в фильме, если не считать бегающих в монстрячьих нарядах статистов, всего два (!) персонажа: главный (тот самый дядя Викинг - его играет норвежский актер Кристофер Рай, известный по сериалу «Последнее королевство», 16+) и второплановый, его дочь (просто Дочь - ее играет актриса-дебютантка Кора Кауфман).
На специализированных фестивалях фантастики и фильмов ужасов «Время монстров» вызвало смешанную реакцию. Недостатки картины отмечали все, но при этом всегда добавляли, что достоинств (к ним относили пейзажи, атмосферу и образ главного героя) у ленты больше.
Целевую аудиторию «В метре друг от друга» можно охарактеризовать так: девушки от четырнадцати до двадцати лет с желанием поплакать. Сюжет у картины соответствующий - история любви юноши и девушки (той же возрастной категории, разумеется), которым по медицинским показаниям строго-настрого запрещено приближаться друг к другу ближе, чем на полтора метра. Запрещено, но они любят друг друга и потому, забыв про запреты, потихоньку приближаются, по нескольку сантиметров в день, и вот-вот окажутся в метре друг от друга… Вы как там, уже плачете? Нет - ну подумайте, чем это все закончится.
Что же касается мультфильмов, это, конечно, не «Дисней» («Уолт Дисней пикчерс» свою анимацию выпускает по такой же схеме, что применяется при прокате «Мстителей…»), а нечто более скромное, кому и утренние сеансы - тоже хлеб.
Французы выпустили сиквел к экранизации телесериала «Букашки» (деньги дали китайские инвесторы) - «Букашки-2». С предыдущей лентой связь идет лишь через героев (которыми опять являются не говорящие ни слова насекомые). Действие же из Франции перемещается на тропический карибский остров Гваделупа, где и разворачиваются приключения в карибском (как в известной всем пиратской франшизе) стиле.
Испанские «Велотачки» - о том, как в городе, населенном велосипедами, появился мопед и что из этого вышло. Испанская анимация в последние годы активно развивается - пускай без особого умения, но с огромным энтузиазмом и искренностью. Так что тут можно предсказать наперед - не шедевр, но вполне приличная анимационная лента.
Вот так и выглядит прокатная диктатура «Мстителей».