Когда я работаю с деревом на токарном станке, я могу представить свою работу, как работу первооткрывателя. Я ничего не создаю - я лишь приоткрываю завесу тайны, выношу наружу то, что было спрятано внутри дерева.
Никогда не знаешь, что находиться под корой дерева. Какой там рисунок, текстура, тон, какие краски цвета? Рисунок может оказаться невзрачным и тусклым. Ещё может оказаться, что гниль разрушила дерево внутри. Или при обработке и сушке могут возникнуть трещины и испортить картину.
Естественно, перед обработкой я представляю ту форму, которую хочу придать этому куску дерева. Перед работой я держу в голове первоначальную идею.
Сначала я снимаю кору дерева, и это только начало. Потом шаг за шагом убирая все лишнее, я как скульптор воплощаю идею. И постепенно дерево начинает раскрывать себя.
Обрабатывая сырую заготовку, я уже примерно представляю каким будет рисунок дерева. Но он пока смутно проглядывает, как бы издалека.
Потом долгий процесс сушки: два - три месяца. И каждый раз, когда я меняю газету, вынимая из пакета наполовину обработанное изделие, я как бы веду с ним молчаливый диалог. Я держу в руках будущее изделие и как будто наши эманации сплетаются - мы начинаем понимать друг друга, чувствовать.
В итоге дерево раскрывает себя полностью только в самом конце. Процесс обработки может занимать несколько часов, а может и несколько дней. Необходимо хорошо отшлифовать поверхность, и затем убрать все риски и царапины, оставшиеся после шлифовки.
Постепенно, уменьшая зернистость абразива при шлифовке, рисунок дерева становиться все более проявленным. Это похоже на печатание фотографий. Полировка ещё более усиливает этот эффект - добавляет четкости и контраста.
И затем финишное покрытие маслом, воском или лаком, делает поверхность или шелково - глянцевой, или матовой или ярко - глянцевой и блестящей.
Я считаю, что токарь по дереву должен научиться своей работой тонко указать на красоту дерева. Это его способ передать тонким намеком через форму мысль или идею о том, что природа сама по себе прекрасна.
Украсив токарную работу резьбой или красками, выжиганием или инкрустацией, художник вносит некую асимметрию в точеную форму. Это вызывает эффект восторга у зрителя, но теряется сама суть.
А суть в том, чтобы снизить степень вмешательства человека в дела природы. Показать то, что уже есть в ней. Не свой субъективный взгляд на то, как должна выглядеть красота, а то что изначально было и будет объектом восхищения и вдохновения. Объектом эстетического восприятия реальности. Ну это лишь моё мнение.
Приходите на мой мастер-класс посвящённый «Точению полых форм», и мы вместе разберём этот вопрос.
С уважением, Андрей Громов: vk, you tube, ярмарка мастеров, токарная школа
Полый сосуд из дерева " Солнце-свет"