Найти тему
Смирнов Ю. В.

Импортозамещение в российских библиотеках

Смирнов Ю. В., Рожнов В. И.

Доклад представлен на XXII Международной научной конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения её основателя В.В. Скворцова, «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО – 2019. Библиотека в цифровой среде: тенденции развития», проходившей 19 апреля 2019 года, г. Химки (Московский государственный институт культуры).

(Текст публикуется в авторской редакции)

УДК/UDC 339.562+351.852.11(470+571)

Аннотация. В статье рассматривается политика импортозамещения в ИТ применительно к библиотекам. Описываются основные принципы импортозамещения, причины медленного перехода на ПО российского производства, основные группы ПО, используемого в библиотеках, и их аналоги, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В заключение авторы выделяют положительные для экономики России следствия перехода на Российское ПО.

Ключевые слова: импортозамещение, единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, программное обеспечение.

Санкции, наложенные на Россию странами Запада, вынудили нашу страну ввести контрсанкции, что привело к политике импортозамещения, которая затронула и сферу информационных технологий (ИТ). Это было закреплено на законодательном уровне Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» [1], [2], [3], и постановлением правительства Российской федерации от 16 ноября 2015 г. №1236 [4]

Согласно этим изменениям в законодательстве, можно выделить основные принципы импортозамещения в сфере ИТ:

  • использование российского программного обеспечения (ПО) вместо ПО иностранного производства;
  • создание Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Росреестр) [5] для уточнения происхождения ПО;
  • процесс перехода на российское ПО составляет 5 лет (с 2015 по 2020 гг.), таким образом до окончания переходного периода остается менее года;
  • согласно приложению № 4 приказа Минкомсвязи России №335 от 04 июля 2018 г. [6] использование ПО российского производства в организациях должно быть не менее 50 % в 2020 году, а именно:
  • ОС – не менее 50%;
  • Почтовые приложения – не менее 60%;
  • Интернет-браузеры – не менее 50%;
  • Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий не менее 4-х из указанных категорий программного обеспечения – не менее 60%;
  • Справочно-правовая система – не менее 100%;
  • ПО системы электронного документооборота – не менее 100%;
  • Средства антивирусной защиты – не менее 100%;
  • переход затрагивает только государственные и муниципальные учреждения, к которым относится большинство библиотек, но не касается коммерческих организаций и частных лиц;
  • переход не затрагивает программное обеспечение, которому нет аналогов в Росреестре.

Перемены всегда сопровождаются определенными сложностями, что является проблемой не только для руководителей библиотек, но и для сотрудников. Однако они могут сыграть важную роль в следующих вопросах:

  • обеспечение информационной безопасности России (например: от взлома, кибершпионажа);
  • независимость от ПО иностранных компаний и/или стран (например: от отказа в сопровождении или предоставлении лицензий);
  • снижение или даже полное прекращение пополнения бюджетов других стран;
  • повышение бюджетных доходов за счет возникновения новых организаций, специализирующихся на создании ПО под новые ОС, и, соответственно;
  • увеличение количества рабочих мест не только для программистов, но и для других специалистов (например: маркетологов, менеджеров по продажам и др.).

В библиотеках используется несколько основных групп ПО, в каждой из которых существуют аналоги ПО иностранного производства:

- системное, включающее в себя операционную систему и поставляемые с ней программы:

  • операционные системы (ОС): ROSA Linux, Astra Linux, Alt Linux;
  • Текстовые и иные редакторы для чтения и просмотра файлов: Libre Office, MoйОфис, Shotwell, Viewnior, Evince, Gimp, Inkscape;
  • Почтовые приложения: Mozilla Thunderbird, KMail;
  • Справочно-правовая система (СПС): Консультант плюс, Гарант;
  • Система электронного документооборота (СЭД): СУФД, Сбербанк Бизнес Онлайн, Электронный бюджет, 1С:Предприятие, Парус, СбиС++ Бухгалтерия, Турбо9;
  • Средства антивирусной защиты: Антивирус Kaspersky, Traffic Inspector Next Generation (Smart-Soft);
  • Интернет браузеры: Спутник, Яндекс.Браузер;

- специализированное библиотечное ПО, в которое входят различные автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС):

  • Система автоматизации библиотек ИРБИС64 (САБ ИРБИС64);
  • Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) «МАРК-SQL»;
  • 1С:Библиотека;
  • Автоматизированная интегрированная библиотечная система «МегаПро»;
  • Автоматизированная информационно-библиотечная система Absotheque Unicode;
  • Автоматизированная библиотечная система (АБС) «МАРК Cloud»;
-2

- драйверы для периферийного оборудования (например: для принтеров, сканеров и др.) скачиваются с сайта производителя, однако перед покупкой нового оборудования необходимо проверить его совместимость с ОС российского производства;

- ПО для других нужд, расширяющих деятельность библиотеки (аналоги для этой группы существуют, но часто не имеют такого функционала, который предоставляется ПО иностранного производства):

  • видеоредакторы: OpenShot, PiTiVi;
  • редактор 3D: Blender;
  • ПО для организации вебинаров: отсутствует.

К сожалению, в Росреестре не отражается совместимость ПО с ОС, поэтому данный вопрос необходимо изучать отдельно для каждого закупаемого ПО. По этому критерию можно выделить 3 основных группы ПО:

  • ПО интегрированное в ОС – это ПО входящее в поставку ОС (например: файловый менеджер) или находящееся в репозиториях ОС (например: Blender, Scribus), которое при необходимости можно скачать и установить через пакетный менеджер;
  • ПО совместимое только с Microsoft Windows (например: СбиС++ Бухгалтерия, АБИС «МАРК-SQL»);
  • ПО совместимое не только с Microsoft Windows, но и с ОС российского производства через слой совместимости WINE или WINE@Ethersoft (например: САБ ИРБИС64, Турбо9).

Несмотря на недостаточность сведений о ПО в Росреестре, эта система является нужной и востребованной, особенно для специалистов, ответственных за закупку программ, поскольку предоставляет сведения только о ПО российского производства.

Для анализа ПО, отвечающего критериям импортозамещения, эта система активно использовалась в ГПНТБ России. С ее помощью был сформирован список аналогов для ПО иностранного производства и список приобретаемого ПО. На конец 2018 года 21% парка компьютеров ГПНТБ России переведено на Российское ПО.

Несмотря на то, что процесс импортозамещения длится уже 3 года, большинство компьютеров многих библиотек так и не переведено на Российское ПО. Основные причины этого чаще всего достаточно ясны:

  • незнание или неосведомленность руководства библиотек об изменениях в законодательстве и политике импортозамещения;
  • недовольство сотрудников библиотеки новым ПО.

Недовольство сотрудников – вполне предсказуемое явление, поскольку большинство людей относятся к определенным переменам, особенно в рабочем процессе, негативно. Такое отношение к переменам в ПО не беспочвенно и может быть оценено самим работником не только субъективно, но и объективно.

Это недовольство, также негативно сказывается на рабочем процессе и достигнутых результатах:

  • снижение производительности и скорости работы, поскольку за сменой ПО следует изменение алгоритма действий работника;
  • появление дополнительной работы из-за несовместимости старого и нового ПО, особенно форматов хранения данных, что приводит к необходимости править или даже переделывать документы;
  • увеличение нагрузки на отдел системных администраторов, за объяснениями, как работать в новом ПО.

Для снижения недовольства сотрудников, необходимо провести мероприятия по разъяснению причин перехода на Российское ПО, а также обучающие курсы и/или семинары по работе с новым ПО. Кроме того, необходимо обратить внимание работников, что на этапе изучения нового ПО скорость и производительность их работы может естественным образом снизиться.

Использованная литература.

  • Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39838.
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/24157.
  • Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37056.
  • Постановление правительства Российской федерации от 16 ноября 2015 г. №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://government.ru/media/files/ac872y0wqioFnrRUeTnpGjEavWCfgEAo.pdf.
  • «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». URL: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.
  • Приложение № 4 к методическим рекомендациям по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 04 июля 2018 г. №335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/prilozhenie-4_zv9z71x.pdf.