Найти тему

Муза не придет

Оглавление

17/52: Дэвид Буркус "Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи"

Признайтесь, хотелось бы вам хоть раз в жизни стать автором/создателем гениальной идеи? Хотелось бы совершить что-то прорывное? Или вы относите себя к той когорте людей, что успокаивает себя мыслями о том, что не всем дано быть креативным и творческим человеком, если на геном уровне не заложено ничего сверхвыдающегося, значит можно ставить на себе крест?!

Автор книги повествует нам о том, какие есть распространенные мифы, связанные с креативностью, рассказывает о том, что большая часть из них просто является плодом незнания, а иногда и просто "отмазкой". Кстати, слово миф здесь используется не зря, ведь именно его применяли и в той же Древней Греции, когда пытались объяснить что-то неизведанное, непонятное. Первый миф, как раз, и связан с музами. Раньше и даже сегодня считается, что если к тебе не пришла муза (вдохновение), то ничего нового, прорывного в любой сфере жизни не создашь. (p.s. интересно, что музей раньше означал место поклонения музам).

Все наверняка помнят легенды-озарения про яблоко, упавшее на голову Ньютона и Архимеда со своей "Эврикой" и последующие за этим открытия. Историки убеждены, что это не больше чем приукрашенные легенд, на самом деле ничего подобного не было, а эти ученые долгое время работали над теми идеями, благодаря которым они и остались в истории.

Исследователи данного феномена доказывают, что создание нового - это не случайный процесс, это сложное явление, которое определяется упорной работой, сосредоточением над объектом изучения. Другими словами, идея, озарение не берется ниоткуда. Порой что-то новое есть сочетание уже существующего, ранее известного, новая комбинация.

Так, например, мне показался интересен пример с выпуском в 1985 году первой версии Windows с графическим интерфейсом, виртуальным рабочим столом от компании Microsoft, который сегодня всем известен. Оказывается за несколько лет до этого Стив Джобс показывал аналогичные наработки Apple при разработке Macintosh, советовался с Гейтсом, который в итоге и опередил его.

По свидетельствам Джобс открыто выразил свои недовольства и сказал Гейтсу: "Вы нас обокрали! Я доверился вам, а вы нас обокрали!" В свою очередь Гейтс отреагировал так: "Что же, Стив. Я думаю, на это можно посмотреть с другой стороны. Думаю, у нас у обоих был богатый сосед...и я вломился к нему, чтобы украсть телевизор, но оказалось, его уже вынесли вы". Речь шла о том, что Xerox с 1970 вела аналогичные разработки и даже создала первый персональный компьютер в мире - Alto, а в 1979 году тот же Стив Джобс в обмен на покупку акций своей компании договорился об экскурсии в лабораторию по созданию Alto. В 1981 поставил цель свои разработчикам создать нечто похожее, а чуть позже даже переманил 15 сотрудников Xerox, работающих над проектом Alto. Ну так кто, у кого, что увел?!)

-2

Буркус также приводит доводы о том, что креативность не заложена на генетическом уровне, у близнецов с одинаковым генным кодом, могут быть совершенно разные показателя творчества, инновационности. Кроме того, он повествует об отсутствие четкой связи между внешней мотивацией (например, денежным вознаграждением) и результатами креативности. Все-таки во главе угла стоит именно внутренняя мотивация творца. Особая роль автором отводится аргументированной, неличностной критике при создании идей, чего-то нового, а также сочетанию в команде людей с разным бэкграундом, разной подготовкой и даже разным возрастом.

На мой взгляд, в чем с ним нельзя не согласиться, так это в том, что многие организации говорят о новых идеях, выходе за рамке, пытаются всячески настроить свой персонал на креативный лад, но при этом, когда создается и предлагается реально что-то новое, только единицы имеют смелось это внедрить, использовать. Так, известная компания Kodak еще в 1975 году разработала прототип цифрового фотоаппарата, но просто-напросто похоронила этот проект, думая, что никто не будет пользоваться таким качеством (тогда разрешение фото у цифрового варианта было на уровне 0,01 мегапикселя), когда есть отличные пленочные варианты фото. А Sony чуть позже сделало акцент именно на цифровой версии фотоаппаратов и, по сути, уже похоронила в сегмента фотографии сам Kodak. Ирония? Недальновидность? Стечение обстоятельств?

Субъективная оценка книги: 7,5/10

P.S.

Друзья, не забывайте про условия забега ;)

1. Каждое воскресенье буду писать правдивый, но, безусловно, субъективный отзыв о прочитанной книге (первый отзыв тут). Надеюсь будет полезно. Жанр книг не ограничиваю, но, скорее всего, на 60-75 % он будет тяготеть к бизнес-литературе.

2. Таким образом, по задумке должно быть 52 книги, 52 отзыва, последний из к-ых будет датироваться 29 декабря 2019 года

3. Если, я на какой-то недели не успею прочитать, не выложи, забуду и тд по любым причинам это сделать, то среди всех Интернет-собратьев лайкнувших этот и последующие посты / оставивших свои комментарии, посвященные данной теме, буду разыгрывать книгу текущей недели. Не выложу 5 раз - будет 5 розыгрышей, не выложу 10 - 10 розыгрышей и так далее. Разумеется, доставка победителю будет за мой счет в любой уголок планеты.

Друзья, подписываемся, лайкаем, репостим, комментируем !!!

#мозгчитает

#krangreads