Политика и победы часто состоят не только из глубоких интриг и государственных интересов. Зачастую, той самой последней соломинкой, ломающей спину верблюду, выступают вполне личные жесты умного лидера. Товарищ Сталин на такие жесты был большим мастером.
В своих воспоминаниях многолетний Сталинский наркоминдел Вячеслав Молотов описывает как Сталин обыграл японское правительство перед Войной. То, что Япония так и не рискнула напасть на Советский Союз вслед за своим союзником - Германией, разрушило гитлеровские планы быстрой войны.
Именно снятые с японского направления свежие дальневосточные дивизии внесли решающий вклад в оборону Москвы зимой 1941-го. Кто знает, не подоспей тогда подмога - удалось ли отстоять столицу.
Военные и политические планы нападения Японии на СССР разрабатывались на полном серьезе. Лучший друг Гитлера и Риббентропа - японский министр иностранных дел - Йосуке Мацуока - всегда выступал именно за войну с Союзом.
Факт, что Сталину удалось добиться нейтралитета Японии в Войне - скорее удивительное исключение, чем нормальный порядок вещей. В какие-то моменты и вовсе кажется, японцы работали на благо СССР.
Меня не оставляет ощущение, налёт японской авиации на американский Перл Харбор - результат тонкой игры советских дипломатов. До этого момента США в войну вступать не хотели. Рузвельт изо всех сил изображал, что эти "заморские дела в Европе" его не касаются. Когда на американские головы посыпались японские бомбы - деваться стало некуда.
Мацуока - фигура для переговоров со Сталиным та еще. Натуральный ястреб, фашист, название "японского милитариста" сидело на нём как хорошо сшитый костюм.
Это Мацуока демонстративно вывел делегацию с заседания Лиги наций в 1933 году. Этот прообраз ООН попытался урезонить японцев, упоенно режущих китайских крестьян на материке - в оккупированной Маньчжурии.
Это он выстраивал марионеточное государство Маньчжоу-Го. Да-да, то самое, что освободили наши войска в 1945-м и арестовали убегающего по аэродрому президента Пу-И.
Мацуока был главным идеологом тройственного пакта между странами оси - Германией, Италией и Японией. Японцы очень хотели быть ближайшими сторонниками Гитлера.
Блестящая победа Сталина и Молотова по подписанию договора о ненападении с Германией оказалась крепким клином в отношениях стран оси. Сталин раз за разом указывал японцам - а с Вами не посоветовались, хороши немецкие союзнички? Продадут и предадут, случись что.
Чтобы перетянуть такого деятеля на нашу сторону Сталин совершил невиданный поступок. После не слишком удачных переговоров вождь лично прибыл на вокзал провожать японского министра.
Молотов пишет, что ни до, ни после Сталин не оказывал такой чести никому. Не провожались даже главы государств, не то что обычные министры.
Сталин с Молотовым приехали на вокзал не с пустыми руками. В вагоне был накрыт щедрый стол и поезд пришлось задержать на несколько часов.
Мацуока настолько растрогался, что упился как дитя. Молотов пишет, что ему и Сталину пришлось чуть ли не на руках занести укушавшегося коньяками министра в купе.
Японцы вообще очень ценят проявления уважениям красивые жесты. Такие вот проводы лично Сталиным стали фактом биографии Мацуоки, пренебречь которым он не мог. Для других высокопоставленных японцев такой факт - что-то вроде высокого Ордена, пожалованного министру Сталиным.
Благодаря содействию Мацуоки, в апреле 1941 года подписали советско-японский договор о ненападении. На заглавном фото как раз господин Йосуке скребет под этим договором пёрышком. Конечно, сыграл свою роль и удар по носу японским интервентам на Халхин Голе, но не только.
Япония так и не решилась поддержать Гитлера и атаковать Союз. Вести войну на два фронта нам не пришлось.
Сам Мацуока за те Сталинские проводы поплатился дважды. После начала Войны, в июле 1941-го уважаемого многолетнего министра отправили в отставку. Полное ощущение - за подписание мирного пакта с СССР.
Второй раз - в 1945-м японского пенсионера арестовали и уморили в тюрьме американцы. И тоже выглядело как натуральная месть отказавшемуся напасть на СССР министру. Никакой опасности уже четыре года как отставной пожилой политик не представлял.
Так что наша Победа ковалась не только на полях сражений. Значительную лепту вносили вот такие точно рассчитанные политические жесты Сталина. В заключение этой истории Молотов просто-напросто пишет, что Сталин был великим стратегом!
Пишет через много лет после разоблачения Хрущевым "культа личности'. Вячеслав Михайлович знал о чём говорит.