В любом магазине, будь то продуктовый ларек или бутик в мегацентре, есть одна общая черта - желание получения прибыли. И чем больше тем лучше. Магазины попроще придумывают рекламные заманушки и скидки самостоятельно, те, что по крупнее, нанимают специальных людей - маркетологов, которые и занимаются придумыванием различных акций.
Существуют целые направления в деятельности и обучении маркетологов. Их обучают не только на курсах, но и в высших учебных заведениях. Обучение длится до нескольких лет, но выходящие из ВУЗов профессионалы стоят ожидания окончания учебы. Вот именно такие профессионалы своего дела и придумали дни распродаж.
Само понятие распродаж известно с древности. Различные ярмарки, базары и рынки всегда пользовались услугами зазывал. Мальчиков, бегающих по рынку или стоящих в дверях лавки, надрывая голосовые связки зазывавших покупателей.
Черная пятница
Однако известная нам "Черная пятница" появилась не так давно. Пятница распродаж появилась на Восточном побережье Северной Америки в 19 веке, а с 1966 года получила название "Черная". Черная пятница не является официальным праздником Америки, но символизирует начало сезона предрождественнских распродаж. Проводится она между Днем Благодарения и Рождественнскими праздниками и по календарю, как правило, выпадает на промежуток между 23 и 29 ноября.
В эти дни большинство магазинов делают существенные скидки на все виды товаров. Людей охватывает безумие и жажда халявы. В попытке урвать что-либо по минимальной стоимости, американцы в буквальном смысле идут по головам и затаптывают остальных участников распродаж. Не редки серьезные травмы посетителей магазинов.
Киберпонедельник
Так называется первый понедельник после черной пятницы. И если последняя ознаменовывалась скидками в ритейле, то есть в обычных магазинах на земле, то киберпонедельник прославился грандиозными скидками в онлайне. Все интернет-магазины в секторе розничной торговли привлекают посетителей на свои страницы такими же, если не большими, скидками.
Главное преимущество перед пятницей, это возможность приобрести товар по сниженной цене без членовредительства в агрессивно настроенной толпе и в любом магазине, даже если он находится на противоположном побережье Америки.
Так чем же они отличаются?
По своей сути - ничем. И Черная пятница и Киберпонедельник это дни распродаж в розничной торговле. Один день на земле, другой день в онлайне. В нашей стране не так давно также появились подобные "красные" дни. Но вот с нашими распродажами отличие есть и очень даже существенное.
Не знаю с чем это связано, с жадностью ли наших сетей, с менталитетом владельцев магазинов или еще какие экономические подводные камни. Но если в Америке скидки достигают реальных 90% от предыдущей стоимости товара, то у нас в дни "распродаж" цена товара не снижается, а наоборот увеличивается процентов так на 30%. Но во всех, конечно, магазинах и не на все товары. Но факты фиксирования подобных "скидок" имели место быть уже неоднократно.
И тот и другой день направлены на максимальное получение прибыли путем увеличения оборота магазина и ликвидацию залежалого товара на складах. Залежалый не значит плохой или бракованный. Просто в нашем потребительском мире товаров производится столько, что при нормальной скорости реализации покупка может ждать своего покупателя годами, занимая все это время не резиновые помещения складов и прилавки магазинов.