Написание сценария штука любопытная. Средний человек способен напечатать двухчасовой сценарий примерно за несколько дней, но никому не удается писать сценарии так быстро. На каждое слово в сценарии приходятся минуты или даже часы размышлений. При этом большинство начинают вбивать слова в сценарном формате задолго до того, как узнают, что же они собираются писать.
Сценаристов часто воодушевляют такими словами, как «Не пытайся сделать идеально, пытайся написать». И они бросаются писать десятки страниц, в надежде потом отшлифовать все до идеала.
Может быть кто-то способен удержать в голове 120 страниц, с легкостью манипулируя этой информацией. Может быть. Другим же требуется возвращаться к написанным сценам, перечитывать их, обдумывать, в том числе и как они взаимодействуют с другими сценами.
И тут выясняется, что какая-то сцена совсем даже и не нужна. Или персонаж изменил свое поведение без веской причины. И как ее добавить? Что если придется переписать все последующие сцены?
И тут приходит понимание, что первая версия сценария на самом деле не сценарий, а лишь плохо структурированные наброски. Которые каким-то образом нужно превратить в сценарий, непрерывно ковыряясь в огромном объеме текста.
Когда-то придет день, когда сценарий придется написать. Но день появления идеи – это не тот день. Завершение синопсиса – это не тот день. В эти дни нужно обдумывать будущий сценарий, разрабатывая его аутлайн.
Насколько подробный, зависит от сценариста и сложности сценария. В любом случае, создание аутлайна занимает >90% времени работы над сценарием. И чем больше аутлайна будет на бумаге, а не в голове, тем быстрее будет готов сценарий. И наверняка качественнее.
Потратьте время на придумывание и описание того, что из себя будет представлять сценарий, тогда собственно написание сценария много времени не займет. Можно будет написать даже за несколько дней, если захотеть.
ЛОГЛАЙН
С него начинается питчинг, с него логично начать и работу над сценарием. Одно предложение, описывающего историю. Что из себя представляет главный герой (например, полицейский), в чем его критическая для жизни проблема (уволят, если не раскроет преступление), и как он собирается ее решить (внедриться в банду).
Герой, проблема, первоначальная цель. Все просто. Но одну и ту же историю можно описать как логлайном, не вызывающим никаких эмоций, так и заставляющим немедленно проявить интерес к истории. Стремиться нужно к последнему.
СИНОПСИС
Краткое содержание сюжета, без диалогов и не критичных для истории деталей. Синопсис может как вместиться на одну страницу, так и растянуться на десяток. Лучше первое, не стоит пытаться запихнуть в синопсис то, без чего сюжет и так будет понятен.
СЦЕНЫ
Когда с сюжетом все будет более-менее ясно, можно приступать к созданию списка сцен. Название сцены, несколько слов о локации, абзац о происходящем в ней, без диалогов.
На этом этапе идея начинает превращаться в сценарий. Синопсис дает представление о герое и происходящим с ним, список сцен – где, как и почему это происходит.
ФОРМАТ АУТЛАЙНА
Формат может быть любой, потому что никому аутлайн показывать не обязательно. Список сцен с описаниями действий вполне можно считать аутлайном.
Мне же больше нравится структура: акт – важный элемент истории – сцены – биты. Она заслуживает отдельной статьи.