Найти в Дзене
Руслан Гусамов

JoJo’s Bizarre Adventure и Ницшеанство

Фридрих Ницше. Не нигилист, что важно для понимания этой статьи.
Фридрих Ницше. Не нигилист, что важно для понимания этой статьи.

Сегодня мы разберем любопытную параллель между смысловым посылом первой части манги “JoJo’s Bizarre Adventures” и философией немецкого мыслителя Фридриха Ницше. На удивление, но в сюжете, представленным нам Хирохико Араки, есть и схожесть в тематики, и чуть ли не прямые цитаты из “Так говорил Заратустра”, и даже некоторое соглашение с теми выводами, которые делал Ницше.

Начнём с места и времени действия “Phantom Blood”. Им стала Викторианская Англия конца девятнадцатого века. Как раз в примерно тоже время немецкий философ и создавал свои основные труды и именно тогда их проблематика была особо актуальной для тогдашнего общества. Но такие обстоятельства можно назвать простым совпадением, если не другие факты.

Сюжетная фабула представляет собой противостояние двух героев. Джонатана Джостара и Дио Брандо. Первый начинает свой путь сопливым юнцом, который всю жизнь рос в богатстве и роскоши и не знал никаких печалей, что делает его фигуру несколько схожим с небезызвестным Сиддхартхом Гаутом. Но при этом его терзают нравственные сомнения и стремление быть выше избалованного наследника благородного рода. Он нуждается в новой морали. И его путь пролегает через жестокость и непонимание сверстников.

Джонатан Джостар
Джонатан Джостар

Неожиданно в его жизнь врывается Дио Брандо – сын вора и мошенника Диего Брандо, которого отец Джонатана по нелепому совпадению посчитал своим спасителем, в связи с чем обещал, что даст его сыну наилучшее воспитание и будет ценить также, как и своего. Дио сразу проявляет себя, как элегантный и приятный юноша в глазах старшего Джостара, но стоит от него отвести взгляд, как проявляется его циничная и безжалостная природа. Он ставит себе цель сломать авторитет и разрушить личность Джонатана. Что в первое время ему удается.

Дио Брандо
Дио Брандо

Сразу мы видим противостояние двух философских архетипов.

Первый – человек, который устал от старых ценностей и идей, и стремится развить себя в нечто большее, чем он был. Он не отрицает полностью старую мораль, но не видит в ней перспектив и хочет прогресса в своём духовном облике. И, оценивая таким образом личность Джонатана, мы можем прийти к выводу, что он является таким человеком, каким его хотел видеть сам Ницше. Мостом, натянутым между обезьяной и сверхчеловеком, или же между старой моралью и новой.

Второй – человек, который в основу себя поставил крайней степени нигилизм и разрушение. Он не видит ни в ком ценности, использует весь мир, как некое средство, которым он сможет достичь своих целей. Но при этом его приоритеты донельзя примитивны. Богатство, слава и влияния. Их нельзя назвать какими бы то ни было моральными ориентирами в принципе – ни в старой, ни в новой системе ценностей. Дио способен лишь разрушать, обесценивать и поглощать. Он является тем самым, кого Ницше назвал бы последовательным нигилистом, к которым философ относился крайне негативно.

Стоит отметить, что даже его боевой выкрик – “Muda, Muda, Muda, Muda, Muda!” – переводится с японского, как “бесполезный” или же “не имеющий смысла”, что напрямую обозначает его отношение к своим противникам.

Тот самый боевой выкрик в переводе на английский
Тот самый боевой выкрик в переводе на английский

В последующем, Джонатану удаётся дать отпор своему противнику в ответ на оскорбление его чести. И силу для ответа ему даёт то, что он сумел преодолеть себя и найти новые возможности в своих боевых качествах. Он развивается и не стоит на месте, что приводит в страх и трепет Дио, которому приходится свернуть свой план на некоторое время.

Юноши растут вместе уже в относительном перемирии, что не отменяет подозрительного отношения Джонатана к Дио. Тот, в свою очередь задумывает отравить своего названного отца, дабы завладеть его имуществом. Но внезапно он узнает о загадочной каменной маски, что способна превращать человека в вампира, раскрывая его внутренний потенциал.

Наступает момент истины. Дио раскрыт и словно бы готов признать своё поражение, но он применяет свой последний козырь – ту самую каменную маску. Он овладевает сверхъестественными способностями и в момент расправляется чуть ли не совсем окружением своего врага, показывая, насколько выше человека он стал. Но Джонатан сумел обхитрить его и сильно ранить, найдя в себе новые силы и возможности. Его развитие не останавливается, и он никогда не впадает в отчаяние, хоть и ушел он с поле битвы с тяжелыми ранениями.

Дио сбегает и обустраивает свой замок собственными слугами и приспешниками. Здесь могла бы проявиться его новая мораль, но увы. Все его творения вторичны и омерзительны в своей сути. Он может лишь убивать либо подчинять себе – ничего более. И тут второй раз проявляется его глубоко нигилистическая природа, к которой с презрением относился Ницше.

Джонатан же, в свою очередь, осваивает дыхательную технику “Хамон”, которая представляет собой управление самой жизненной энергией и её использование против слуг Дио. Джостар таким образом всё больше и больше возвышается над своей старой природой и приближается всё ближе к идеалу сверхчеловека.

Довольно известно, что философия Ницше пропитана любовью к жизни, мы бы даже сказали, пылающей страстью к ней. И то, что главный положительный герой использует именно управление её показывает широкую Ницшеанскую подоплеку данного произведения

Дыхательная техника хамон - в действии.
Дыхательная техника хамон - в действии.

В финальном бою он одерживает сокрушительную победу над Дио, но тому удаётся спастись весьма хитроумным образом. И вскоре нигилист снова настигает Джонатана, который вынужден пожертвовать собственной жизнью, дабы спасти мир от владычества Брандо.

Дио, в конце концов, завладевает его телом, показывая в очередной раз, что сам он не может ничего, кроме как разрушать и поглощать.

А Джонатан, в свою очередь, погибает как настоящий человек, упав в пропасть между обезьяной и сверхчеловеком.