Вот уже 20 лет картина Алексея Балабанова «Брат-2» остаётся одной из самых культовых из постсоветского кино. Трагический уход из жизни Сергея Бодрова, а потом и Алексея Балабанова в ещё большей степени добавили фильму ореола легендарности.
Почему же именно «Брат-2»?
Балабанов хотел снимать кино в другом стиле, и снял продолжение приключений Данилы Багрова, похоже, исключительно ради халтуры.
Нет, первый «Брат» великолепен, это даже не обсуждается. Гнетущая, мрачноватая, но очень правдивая атмосфера 90-х, оригинальные персонажи, идеальное музыкальное сопровождение из песен «Наутилуса», добавившее особый шарм фильму, и, конечно, непосредственное обаяние Сергея Бодрова.
А вот второй «Брат» всё же странноватый фильм.
Музыкальная составляющая в нём, конечно, на высоте, это бесспорно. Здесь практически целый пласт музыкальных групп русского рока новой волны, более того, две из них после фильма обрели особую популярность – «Би-2» с «Полковником» и «Смысловые галлюцинации» с «Вечно молодым». Музыку Балабанов с помощью Михаила Козырева подобрали отменную.
Много прикольных моментов – два ворчливых таксиста, продавец оружия «Фашист», множество фразочек Виктора (про Киркорова, про Севастополь (как в воду глядел), про «Мойдодыра») и т. п. Сама идея о том, что «сила в правде», что «всех люблю на свете я» - без вопросов.
И вроде всё по отдельности смотрится хорошо, но, блин, сюжет? Где смысл? Где логика?
С одной стороны, сюжет – обычный, сказочный, когда герой идёт к кому-то на помощь. Вот только зачем эта помощь? Помочь надо хоккеисту, брату друга – у него в Америке проблемы, хозяин с помощью кабального контракта забирает все его деньги. Проблема? Да, проблема. Но он всё же не умирает, не голодает. По недоразумению друга убивают, его последняя просьба – помочь брату. И для того, чтобы разрулить эти дела, Данилой и его компанией:
а) неоднократно нарушается закон;
б) тратится куча денег;
в) убивается куча людей.
И в итоге, хоккеист даже спасибо не сказал! В чём смысл всего этого?
Амурные похождения Данилы обсуждать не будем, мне просто не нравится страшная и безголосая Салтыкова, да и негритянка как-то не очень, но это уже мелочи.
И ещё один момент. Данила говорит лысой проститутке Даше-Мерилин: «Русские своих на войне не бросают», когда хочет забрать её на Родину. При этом родного брата бросает без проблем.
Правда, тот сам хотел остаться в Америке. Но всё же, наверное, не в тюрьме.