Стандарты в различных областях это средство достижения стабильности и предсказуемости процессов. Наличие стандартов ускоряет процессы связанные с запуском и эксплуатацией стандартизированных решений. Старайтесь вырабатывать типовые решения. Не стремитесь выработать одно решение на все случаи жизни. Разделите задачи по классам, и для каждого класса выработайте стандарт.
Что такое стандарт?
Это словесное описание того как вы решаете конкретный тип задач. Это инструкция, методология, чек-лист и т.д. Стандарт может существовать в локальной области, например в рамках отдела\предприятия или в более глобальном (страна, мир) ГОСТ, RFC, ISO. Не стоит пытаться соответствовать глобальным стандартам полностью. В данной статье под стандартом понимается некий набор инструкций, который относится только к вам и вашим задачам. Вы вольны применять чужие и создавать свои стандарты. Просто поглядывайте на опыт других, там много набитых шишек, кровавых слез и бессонных ночей отладки.
Что может быть более типовым чем подготовка рабочего места? С этого и начнем. Зачем нам тут стандарты? Для того, чтобы не держать в голове весь набор процедур и материалов, которые необходимо подготовить. Необходимо зафиксировать конфигурацию рабочего места и процедуру подготовки. Иначе это чревато забыванием, можно забыть заказать сотруднику мышку или наоборот заказать несовместимый монитор. Как выработать стандарт на конфигурацию? Тут вам на помощь придут собранные данные. На основе этих данных необходимо составить список ПО, которым пользуются сотрудники. Список скорее всего будет не один, т.к. разные сотрудники решают разные задачи. Необходимо сгруппировать эти списки, чтобы получить 2-4 списка. Таким образом мы получим 2-4 списка требований к оборудованию. Тут можно сделать еще одну группировку, а можно составить 2-4 конфигурации на основе этих требований. Не надо прописывать конкретные модели материнских плат и процессоров. Прописывайте требования и примеры оборудования, которые удовлетворяют этим требованиям. Проработав один раз эти стандарты вы уже не будете мучатся подбором комплектующих. Итого по рабочему месту у вас должно быть: список комплектующих (ПК и составляющие, монитор, мышка, принтер и т.д.) и список процедур (настройки биос, ОС, установка софта и его настройки). И тогда в следующий раз когда перед вами встанет задача подготовки рабочего места вы уже не будете анализировать, думать и принимать решения по подбору. Просто возьмете ваши стандарты и отработаете их как чек-лист. А если вы в отделе не один, то можно будет легко поручить эти задачи более свободному специалисту.
Стандарт как часть технического процесса
Есть такая штука как технология производства. Это набор методов, способов и последовательность изготовления продукта. Любая информационная система это тоже продукт. Так же как и программист соблюдает технологию изготовления ПО, системный администратор должен соблюдать технологии изготовления информационных систем, структур и сред. Задача технологии изготовления это гарантия и предсказуемость результата. Если вы соблюдаете технический процесс при развертывании и настройке информационных систем, то можете быть уверены, что система у вас заработает и заработает как вы этого ожидаете. Стандартизация является неотъемлемой частью этого процесса. Стандартизация в процессе производства отвечает за предсказуемость результата в части сроков, функций и нагрузок на информационную систему. Поселковый сисадмин часто сталкивается с тем, что в его практике процессы развертывания специфичны и уникальны, со своими выкрутасами (требованиями бизнеса), поэтому нередко приходится разрабатывать и саму технологию производства информационных систем под нужны конкретной организации. Технология производства это тоже стандарт. Записывайте.
Зачем стандарты поселковому админу
Поселковый сисадмин является специалистом широкого профиля ему необходимо заниматься стандартизацией. Узкоспециализированный специалист имеет дело со стандартами своей предметной области, которые в большинстве своем уже разработаны, доступны и их возможно запомнить. Поселковый сисадмин сталкивается с большим спектром задач и систем, освоить все стандарты невозможно. Зачастую все внедряется не по мировым стандартам, а с особенностями. Именно поэтому поселковый сисадмин нуждается в стандартизации как никто другой, ему необходимо совладать с хаосом локальных решений. Так же это помогает систематизировать знания и избежать каши в голове. Систематизация это спасательный круг поселкового сисадмина.
С каких стандартов начать
Начинайте с самых частых задач и процессов, которые вы делаете каждый день, каждую неделю, и\или которые занимают ощутимое время (часы). На первый взгляд может показаться, что там нечего и записывать, все очевидно и мало действий. Чтобы проверить эти утверждения попробуйте записать ваше "очевидное" двух шаговое действие, и попросить коллегу выполнить его по вашей памятке. Этот подход поможет выявить слабые места в стандарте, которые вы оставили в своей голове.
Стандарты на рабочие места. Туда входит программная и физическая комплектация рабочего, процедура подготовки и срок подготовки с момента задачи или получения всего необходимого для подготовки.
Стандарты адресации и именования. Скорее всего в вашей сети есть несколько логических подсетей (общая локальная, серверная, видеонаблюдение...) Для каждой подсети необходимо выделить адресное пространство, что бы не мешать все в кучу. Еще например адрес шлюза в каждой подсети может быть одинаковый (192.168.x.254 например). Памятка описывающая эти соответствия и будет стандартом адресации. Названия рабочих мест, серверов, адреса почтовых ящиков, логины пользователей тоже можно создавать по шаблонам это будет стандарт именования. Сюда же может войти шаблон стандартных паролей, например локального администратора. Управлению учетными данными посвятим отдельный материал.
Не совсем стандарт, а скорее регламент, это процедура обращения в ИТ отдел. Обработка заявок это сам по себе большой процесс, он будет рассмотрен отдельно.
Стандарты не статичны во времени. Когда вы только начинаете составлять стандарт не пытайтесь сделать это с первой попытки. Опишите стандарт, в следующий раз выполняйте задачу опираясь на стандарт и дополняйте\исправляйте его. Два три раза обычно достаточно, чтобы выработать рабочий вариант. Затем хорошо бы попросить коллегу выполнить задачу используя ваш стандарт. Это помогает извлечь из вашей головы то что вы считаете очевидным и не записываете. Если другой сотрудник может решить задачу используя описанные стандарты, значит он закончен. Но со временем все меняется, не забывайте обновлять стандарты. Особенно те в которые вы не заглядываете и исполняете по памяти.
Что дальше
Стандарты это качественная информация для планирования и автоматизации. Стандарты по материалам позволят точнее планировать бюджет, а стандарты по процедурам позволят планировать время и найти места легко поддающиеся автоматизации. В случае с подготовкой рабочего места, можно подготовить свой установочный настроенный дистрибутив либо образ. А затем можно и саму установку автоматизировать, не всегда это возможно полностью, но ваш список действий и время участия в процессе сократится.
Так же стандарты можно использовать как основу для внутренних регламентов и приказов. Например стандарт сложности паролей можно использовать как основу для приказа по информационной безопасности.
Стандарты это часть такого большого раздела как Документация и речь об этом будет отдельно.