Найти тему

Информационные прегрузки или как говорят современные дети

Я не психолог. Но посмотрите что происходит. Если спросить у ребенка что-либо, он на все даст ответ. Он больше не задает взрослым вопросов. Он давно знает все ответы. Спроси его, например:

- Что такое интернет? - он тут же скажет:
- Всемирная паутина!
- А что такое всемирная паутина?
- Это Гугл!
- А что такое Гугл?
- Это связь с интернетом

Примерно такие ответы я слышу на уроке в 5-м классе.

Современные дети не лезут за словами в карман. Слова из них выскакивают бойко как с конвейера. При этом над смыслом слов они даже не задумываются.

В 7-м классе еще интереснее. Там они уже умеют аргументировать:

- Векторное изображение строится при помощи векторов.
- Ну что ж, молодец, но знаешь ли ты, что в данном случае означает слово “вектор”?
- А так в учебнике написано!
- Ну давайте теперь попробуем разобраться, что значат эти слова...
- Зачем разбираться? Мы же вам все рассказали. Мы все знаем. В учебнике так написано.
- Ну так и что же такое вектор?
- Это… (смеется) ну не знаю. Написано так.

Вот это написанное и прочитанное, но не понятое держится в голове ровно до следующего урока. В итоге, когда надо рассуждать, делать выводы, это вызывает либо бурный протест либо вгоняет в ступор. Они не готовы.

Почему так? И почему именно сейчас?

Мы часто говорим, что живем в век информационного взрыва. Мы все время что-то смотрим, просматриваем, слушаем. Мы стали меньше читать книги, зато читаем и слушаем больше новостей.

У нас постоянно работают телевизор, смартфон, компьютер. Часто все одновременно. Мы получаем информацию, но с трудом успеваем ее осмысливать. Да, большая часть ее и не нуждается в осмыслении, это обычный “информационный фон”: реклама, новости, социальные сети, всплывающие окна, лайки, приколы, ролики на ютьюбе и так далее. И от этого фона мы устаем.

А что дети? А дети постоянно рядом с нами. Слышат, видят, впитывают с младенчества. И у каждого из них тоже есть свой гаджет и свое время за компьютером и у телевизора. Они не меньше нас утомлены этим потоком информации и тоже уже с трудом ее воспринимают.

Для поколений читающих детей родители тщательно подбирали литературу. А кто сегодня подбирает им репертуар интернет-трафика?

Мы ограничиваем им доступ только к “ресурсам для взрослых”. Ограждаем от разврата и насилия. Но не от информационных перегрузок. Мы громко возмущаемся объемом школьной программы. Но не задумываемся о количестве информационного шума.

Но ребенок - существо более способное к адаптации, нежели взрослый. Он давно приспособился пропускать информацию через себя, не осмысливая ее вовсе.

При этом у детей цепкая память, и они все-таки умудряются запоминать слова и целые фразы. У них богатое воображение, и они умудряются сами найти этим словам толкование. Как дед Щукарь. Помните, как он придумывал толкование незнакомым словам?

“Акварель” - хорошая девка.
“Бордюр” - гулящая баба.

Ну, кто читал, те меня уже поняли.

В итоге они легко произносят слова и фразы, от которых так умиляются современные прабабушки и прадедушки: “Ах, он у нас компьютерный гений!”. Бабушкам и дедушкам, вроде бы уже умиляться не пристало, все же не так давно родились. Но случается.

А вот современные родители часто сами уже выросли, сидя в социальных сетях и не видят проблемы. Ибо проблема не нова. Современные родители сами выросли с убеждением, что то, что делают их дети - это и есть “учиться”.

Да, я динозавр и ретроград. И меня такой ребенок если и умиляет, то не более чем маленькая девочка, которая надела мамины туфли, встала перед зеркалом и мажет лицо маминой помадой. И это, конечно, хорошо в дошкольном возрасте, но никак не в 5 классе.

Остается задать два самых банальных важных вопроса:

Кто виноват? ( На кого свалить ответственность за происходящее? )
Что делать? (
Кто за нас решит эту проблему? )

Хотя лично я первым вопросом не задаюсь. “Не приписывай злому умыслу то, что можно объяснить обычной глупостью”. Но настоящая глупость не в том, чтобы не совершать ошибок. Она в том, чтобы не учиться на своих ошибках.

Поэтому второй вопрос, по-моему, куда важнее.