Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Французская Новая Волна

Французская Новая Волна (La Nouvelle Vague) – системообразующее явление в истории кино, начавшееся на рубеже 1958-1959, когда целый ряд критиков журнала Cahiers du cinéma (Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт, Жан-Люк Годар и Эрик Ромер), вдохновившись американскими режиссёрами категории Б, фильмами Робера Брессона, Александра Астрюка и Жан-Пьера Мельвиля, переквалифицировались в кинорежиссёры
Оглавление

Французская Новая Волна (La Nouvelle Vague) – системообразующее явление в истории кино, начавшееся на рубеже 1958-1959, когда целый ряд критиков журнала Cahiers du cinéma (Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт, Жан-Люк Годар и Эрик Ромер), вдохновившись американскими режиссёрами категории Б, фильмами Робера Брессона, Александра Астрюка и Жан-Пьера Мельвиля, переквалифицировались в кинорежиссёры. Одновременно и параллельно с редколлегией журнала Базена во французское кино ворвался целый табун молодых разноплановых режиссёров, от Марселя Ануна до Жака Деми, от Пьера Каста до Жака Розье. Всех их объединяло одно: неприятие старых и изживших (на самом деле, изживших) себя форм старого кино. Фильмы Новой Волны – это обычно низкие бюджеты, часто импровизированные сценарии, молодые или непрофессиональные актёры, съёмки на натуре, а не в павильонах, откровенный интеллектуализм подачи материала без скидки на уровень образованности аудитории. Естественно, что в таком виде течение просуществовало 5-6 лет, потом ключевые фигуры Новой Волны разошлись в разных направлениях, снимая авторское и мало чем объединённое кино, однако пассионарного запала хватило на двадцать лет вперёд – в шестидесятые-семидесятые именно Франция была центром авторского кино.

Стоит отметить, что придуманный во Франции термин Новая Волна применяется не только по отношению к галльскому кино. Так, «Новой Волной» называют похожие явления в Британском, Японском, Чешском, Немецком, Гонконгском, Тайваньском, Бразильском, Бельгийском и Иранском кинематографе. Когда в кино приблизительно в одно время появляется не менее трёх режиссёров-иконоборцев, чьё творчество резко выделяется на фоне остальной национальной кинематографии, на них незамедлительно наклеивается ярлык Новой Волны.

15 примечательных фильмов, снятых режиссёрами Новой Волны

Любовники (Les amants) 1958, режиссёр – Луи Маль

Не самый яркий из французских режиссёров поколения Маль снял один из первых новых французских фильмов, ломающих привычный нарратив и раздвигающий границы допустимого на экране. Вне контекста эпохи «Любовники» – банальная, но прекрасно снятая и сыгранная мелодрама об адюльтере, поздней влюблённости и обреченности межклассовых отношений.

Хиросима, моя любовь (Hiroshima mon amour) 1959, режиссёр – Ален Рене

-2

Энигматичный шедевр, созданный совместными усилиями Рене и Дюрас «Хиросима, моя любовь» – история любви потерявших всё зрелых людей, антивоенная молитва, обращённая к богам кино, меланхоличное размышление о жизни в ядерную эпоху. В первую очередь, это убийственной силы кинополотно, обладающее совершенно магической притягательностью, решив освежить в памяти конкретные эпизоды, приходишь в себя только на финальных титрах.

В прошлом году в Мариенбаде (L'année dernière à Marienbad) 1961, режиссёр – Ален Рене

Эротические грезы в преддверии ядерного апокалипсиса, придуманные Роб-Грийе и тщательно перенесённые на плёнку Аленом Рене. Хотя есть немалый шанс, что ни эротики, ни ядерной паранойи вы в фильме не увидите. «В прошлом году в Мариенбаде» – идеальный фильм-загадка, который хочется пересматривать и искать новые ключи к пониманию, которые могли быть упущены в прошлый раз. К 2018 интерпретаций фильма существует, чуть больше, чем нужно, но, что это как не подтверждение того, что у Рене получился шедевр?

Клео от 5 до 7 (Cléo de 5 à 7) 1962, режиссёр – Аньес Варда

-3

И у блондинок-певичек случаются экзистенциальные кризисы – именно к такой мысли пришла Аньес Варда, представив вниманию уважаемой публике этот черно-белый опус. Кино получилось убедительным и наводящим на не самые очевидные мысли.

Прощай, Филиппина (Adieu Philippine) 1962, режиссёр – Жак Розье

-4

Таким и должно быть кино любой Новой Волны – зрелые взгляд на молодёжь и её проблемы. Пролетарий Мишель, которому предстоит скорый призыв на службу в армии в горячей точке (Война за независимость Алжира в самом разгаре), подцепляет двух не блещущих интеллектом подруг и отправляется с ними в импровизированный отпуск на Корсику. Нормального отдыха и вменяемого курортного романа, естественно, не получается. С предчувствием скорого конца такими методами не совладать.

Презрение (Le mépris) 1963, режиссёр – Жан-Люк Годар

-5

Фильм, начинающийся с крупного плана голого таза Брижит Бардо, просто не может позволить себе быть плохим. И «Презрение» не подводит, как и в других фильмах фильмы неугомонного Жан-Люка, в этом опусе смешана глубокая аналитика, гениальные прозрения и откровенная чушь (Годар никогда не мог до конца сладить с тараканами в своей голове), но первого и второго в «Презрении» гораздо больше.

Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg) 1964, режиссёр – Жак Деми

-6

Легендарный «спетый фильм», успех которого в равной степени заслуга Жак Деми и Мишеля Леграна, вышел в правильном месте и в правильное время. Будучи одновременно ярким экспериментом (это первый в истории мюзикл, в котором даже малозначительные диалоги пропеваются, а не проговариваются, как это принято в Голливудском мюзикле) и в лучшем смысле старомодной романтичной лентой, фильм Деми показал, что Новая Волна – это не только высоколобое эстетство, молодёжный бунт и проверка на прочность понятия «кино», но и отличное зрительское кино.

Счастье (Le bonheur) 1965, режиссёр – Аньес Варда

-7

Третий фильм Аньес и возможно её главный шедевр. Простая и очень жестокая история, рассказанная в светлых тонах. Адюльтер, счастье и суицид. Всё это под ярким солнцем и почти в пасторальных тонах.

Трансъевропейский экспресс (Trans-Europ-Express) 1966, режиссёр – Ален Роб-Грийе

-8

Эротический BDSM-триллер, нуар и кино о кино в одном флаконе. Фильм, в котором Роб-Грийе пришёл к своему фирменному стилю подавать перверсивные фантазии в лёгкой ненавязчивой манере. Как и Годар, Роб-Грийе подчёркивает, что кино – это только кино, и не стоит всерьёз относиться к увиденному на экране. Группа кинематографистов садится в титульный экспресс, где, чтобы скоротать время, начинает сочинять сценарий на основе случайной статьи в газете. Действие время от времени переносится в вагон, где авторы критикуют ход истории и меняют направление сюжета.

Уик-энд (Week End) 1967, режиссёр – Жан-Люк Годар

-9

Самый безумный фильм Годара шестидесятых. Ядрёный коктейль из троп бульварного детектива, радикального левачества, наивного психоанализа и фирменной мизантропии Годара. Жан-Люк снимает кино, которое в принципе не может понравиться никому, и выигрывает. В отличие от большинства работ маоисткого периода, «Уик-энд» лишён наивной веры в светлое будущее, которое создадут типичные годаровские пижоны, и именно этим хорош. Мочить систему и человечество у Жан-Люка получается на порядок лучше, чем снимать политические агитки.

Девушки из Рошфора (Les demoiselles de Rochefort) 1967, режиссёр – Жак Деми

-10

Любимый мюзикл Джонатана Розенбаума и лучший фильм в карьере Жака Деми. Если «Шербурские зонтики» были чертовски хороши, то «Девушки из Рошфора» превосходят их по всем показателям. Этот фильм можно смело смотреть и обычному зрителю, и прожженному синефилу. Первый увидит удивительно лёгкую солнечную историю со сложным нелинейным сюжетом, второй оценит оммаж французской культуре и Золотому Веку Голливуда. «Девушки из Рошфора» работают на многих уровнях, но главное, за что их хочется причислить к главным фильмам в истории кино – то, с какой лёгкостью они примряют цинизм эпохи и радость жизни старого кино.

Ночь у Мод (Ma nuit chez Maud) 1969, режиссёр – Эрик Ромер

-11

Самый известный фильм Ромера, с которого стоит начинать знакомство с творчеством режиссёра. Здесь есть все фирменные ингредиенты режиссёрского стиля – чёрно-белая минималистичная картинка, долгие интеллектуальные беседы с упоминанием Паскаля и Маяковского, сложная система отношений между персонажам. По сути, «Ночь у Мод» – экранизация пословицы про журавля в небе и синицу в руках.

Не прикасайся ко мне (Out 1, noli me tangere) 1971, режиссёры – Жак Риветт, Сюзанн Шиффман

-12

Если у читающих эти строки внезапно есть 12 часов свободного времени и они не знают, как ими распорядиться, «Не прикасайся ко мне» – отличный способ это время убить. Стоит сказать, что приступать к просмотру этого фильма без предварительной подготовки – всё равно, что попытаться с налёту прочитать «Радугу тяготения» Пинчона или прослушать все альбомы Merzbow. «Не прикасайся ко мне» – самое монументальное и самое радикальное киновысказывание Риветта, которое занимает в его фильмографии то же место, что и, к примеру, «На помине Финнеганов» в творчестве Джойса. Далеко не все фанаты режиссёра понимают и принимают этот сложно структурированный и местами невыносимо скучный эксперимент. Однако, подойти к фильму всё же стоит – он этого несомненно заслуживает.

Человек, который спит (Un homme qui dort) 1974, режиссёр – Бернар Кейзанн

-13

Хронологически этот фильм плохо вписывается во Французскую Новую Волну, но идейно эта минимилистичная история с одним героем и закадровым голосом соответствует эпохе на все сто. История провалившего экзамен студента-хикки, решившего стать добровольным отшельником в большом городе, отрешившись от таких малозначительных вещей, как работа, нормальная еда, секс, да и в принципе от всех горестей и радостей жизни, с течением времени в актуальности значительно прибавила.

Селина и Жюли совсем заврались (Céline et Julie vont en bateau: Phantom Ladies Over Paris) 1974, режиссёр – Жак Риветт

-14

Самый известный фильм Риветта, в котором окончательно оформился фирменный стиль постановщика. С первых кадров режиссёр предлагает зрителю «экшн-сцену»: условная рыжая женщина в очках преследуют по улочкам города другую женщину. Минут через 20 живописная погоня заканчивается ничем, и сюжет начинает наращивать мясо. В частности удаётся понять, что рыжая работает вроде как библиотекаршей, а брюнетка кем-то вроде «иллюзиониста для бедных». И вроде знакомство их имело место быть за пределами пространства фильма, хотя кто знает? Объединяет их одно странное на первый взгляд хобби: каждый день по очереди они ходят в «проклятый старый дом», после посещения, которого ровным счётом ничего не помнят. Однако довольно быстро дамы находят выход в виде «матричных леденцов». «Селина и Жюли» – фильм-загадка, кино о призраках и кино о кино одновременно. Единственный минус – четырёхчасовой хронометраж за счёт намеренно удлинённых бытовых сцен, демонстрирующих далеко не только то, что важно для понимания сюжета. Но, как говорится: «любишь Риветта – люби высиживать по 4 часа».

10 важнейших режиссёров Новой Волны

Аньес Варда – бабушка Французской Новой Волны. Свой первый фильм «Пуэнт-Курт», выдержанный в строгом соответствии с заповедями движения (минимальный бюджет, съёмки на натуре, реальная жизнь в прицеле режиссёрского внимания), она сняла за три года до собственно начала волны. Позже доказала, что дебют был неслучайной удачной, фильмами «Клео от 5 до 7», «Счастье» и «Без крыши, вне закона».

Жан-Люк Годар – самый значительный французский критик, переквалифицировавшийся в режиссёра. За более чем полувековую карьеру наснимал просто чудовищное количество фильмов, работая как в полном, так и в коротком метре. Несколько раз кардинально менял взгляды на кино и его место в мире. Понимал фильм как политический инструмент. Популяризировал жанр киноэссе. Снимал быстро, остро, на злободневные темы, озвучивал свои мысли прямо на камеру. Кардинальное свойство Годара – всё, что он снимал на камеру, априори полагалось им гениальным, не требующим вдумчивого редактирования сценария (если он был) или долгого постпродакшна. Вследствие этого при просмотре фильмов Жан-Люка часто возникает ощущение, что смотришь не законченный фильм, а какие-то наброски или пометки на полях. Однако, когда Годара посещала муза, его фильмы попадали строго в точку.

Франсуа Трюффо – ничего хорошего о творчестве этого человека сказать не могу, но из «песни слов не выкинешь», а говорить о Французской Новой Волне, не упомянув Трюффо нельзя.

Эрик Ромер – самый высокоинтеллектуальный из всех переквалифицировавшихся в режиссёры авторов Cahiers du cinéma в течение пятидесяти лет снимал абстрактные, условные и поучительные комедии и драмы, предметом которых всегда были человеческие отношения. Фильмы Ромера часто объединились в серии – «Моральные притчи», «Комедии пословиц» и «Времена года». С помощью фирменного аскетичного киноязыка Ромер воплощал на экране истории, в центре которых всегда стоял один моральный вопрос или этическая дилемма. Такой подход является одновременно и сильной, и слабой стороной режиссёра. Сильной, потому что второго такого постановщика в истории не найти, слабой – из-за ощущения, что при просмотре фильмов Ромера созерцаешь не полноценное кино, а набросок, из которого могло бы получиться что-то большее.

Жак Риветт – французский Дэвид Линч, любимец кинокритиков и поклонник больших форм в кинематографе. Дебютировал в кино в 1958 фильмом «Париж принадлежит нам», который, правда, пролежал на полке три года. По-настоящему нашёл свой стиль и раскрылся в семидесятые, начав снимать странные энигматичные, но симпатичные истории: «Селина и Жюли совсем заврались», «Дуэль (карантин)», «Северный мост» и другие.

Ален Рене – постановщик двух неоспоримых шедевров Новой Волны «Хиросима, моя любовь» (по сценарию Маргерит Дюрас) и «В прошлом году в Мариенбаде» (по сценарию Алена Роб-Грийе) в середине шестидесятых резко сменил режиссёрский стиль, отказался от "красивостей" и стал снимать высоколобые полутеатральные фильмы, среди которых выделяются «Провидение» и «Мой американский дядюшка».

Ален Роб-Грийе – крупный писатель, одна из главных фигур французского «Нового Романа», прожжённый эротоман. Пришёл в кино в 1961 как автор сценария одного из главных шедевров Новой Волны – «В прошлом году в Мариенбаде», на съёмках которого почувствовал вкус к кинематографу и продолжил не только писать сценарии, но и самостоятельно их экранизировать. Всего Роб-Грийе успел снять десять фильмов, сочетающих сновидческую поэтику французского сюрреализма, перверсивный эротизм и политические высказывание на злобу дня. В отличие от многих сюрреалистов и режиссёров Новой Волны уделял большое внимание зрелищности своих фильмов, как на уровне сценария (в его фильмах всегда есть загадка и саспенс), так и на визуальном уровне (красиво снятой обнажённой натуры и операторских изысков хватит даже матёрым эстетам). К просмотру рекомендуются «Бессмертная», «Трансъевропейский экспресс», «Человек, который лжёт» и «Прекрасная пленница».

Жак Деми – снимал самые яркие и визуально насыщенные фильмы, выделявшиеся на фоне обычно аскетичного стиля режиссёров Французской Новой Волны. В шестидесятых снял два роскошных, но при этом тёплых и ламповых мюзикла – «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора», в которых ему удалось свершить небольшую революцию в музыкальном кино. В семидесятых и восьмидесятых пробовал безуспешно повторить успех, но единственным фильмов, которому удалось приблизиться к былому величию стала «Комната в городе».

Жак Розье – не все интересующиеся французским кино вообще и Новой Волной в частности слышали фамилию Розье, а зря. За сорок лет в кино он снял всего 5 полнометражных фильмов, четыре из которых достойны того, чтобы обратить на них пристальное внимание: «Прощай, Филиппина», «По направлению к Оруэ», «Спасшиеся с острова Черепахи» и «От мены до океана». Розье – это такой Ромер с человеческим лицом. Схематичную комедию нравов последнего Розье дополняет сермяжной правдой жизни, превращая условных героев Ромера в людей из плоти и крови, существующих и за пределами реальности фильма.

Поль Веккиали – настоящий корсиканец, которого не принято ассоциировать с Французской Новой Волной, хотя первый фильм «Маленькие драмы» он снял в самый разгар движения. Свой самый известный фильм «Женщины, женщины», изысканно мизагоническую историю старения двух актрис, чьи лучшие годы остались в прошлом. Жив и снимает до сих пор.