Найти в Дзене
Адреса Петербурга

Веера

Предметы для навевания прохлады существовали у человека с незапамятных времён. Они изготавливались в разных формах, для которых умели применять самые разные материалы. В эпоху Ренессанса пользовались особыми веерами-флажками, так называемыми флабеллумами; позже — опахалами, состоявшими из пучка перьев на резной ручке; а с XVII столетия — складными, пришедшими в Европу из Китая.

Словом «веер», происходящим от голландского waaier, мы привыкли называть такую конструкцию: остов в виде нескольких продолговатых пластинок, нижние концы которых соединяются штифтом, а к верхним крепится полукруглый экран из бумаги, ткани, тончайшей кожи или перьев. Особенно пышно украшаются крайние, «лицевые» пластинки остова.

В России веер как дамский атрибут получил широкое распространение сравнительно поздно — в начале XVIII столетия. В допетровской России опахала хранились в царской сокровищнице среди иноземных подарков как заморская диковинка. Можно сказать, что веер — ровесник Санкт-Петербурга, поскольку он вошёл в светский обиход вместе с петровской реформой гражданского костюма. В руках кокетки веер всегда был символом грации и изящества. В высшем свете изобрели даже «язык веера», представлявший собой набор общепринятых жестов и знаков, понятных участникам флирта. В России про флиртующих даму и кавалера говорили, что у них «великое маханье».

Распространились веера в России XVIII века довольно быстро — и не только в дворянской среде. Уже в первой четверти столетия они входили в приданое горничных, а к концу века употреблялись даже зажиточными крестьянками. Веера русских дам имели по большей части иностранное происхождение — французское, английское, голландское. Хотя в Москве в 1751–1768 годах тоже работала веерная фабрика. В Петербурге веерами торговали в многочисленных французских и английских модных лавках. Для российских императриц опахала в большинстве случаев изготавливали на заказ из драгоценных материалов — золота и серебра, а лицевые пластины украшали драгоценными камнями. На экранах вееров можно встретить самые разнообразные росписи — от копий картин известных мастеров с изображениями пасторалей или любовных приключений античных богов и героев до сюжетов «на злобу дня», например Чесменской битвы.

Веера из собрания отдела русского искусства Государственного Эрмитажа. Фотографии Анны Федотовой
Веера из собрания отдела русского искусства Государственного Эрмитажа. Фотографии Анны Федотовой

В начале XIX столетия веера утратили верхнюю часть в виде отдельно расположенного экрана и стали крошечными, едва видными в дамской ручке. К своему обычному размеру и фасону они вновь вернулись лишь к 1830-м годам. Тогда же была основана французская фирма, которая на протяжении почти ста лет удерживала за собой первенство — «Дювельруа» (Duvelleroy). Единственной её соперницей была другая, и также французская фирма — «Александр» (Alexandre). Во второй половине XIX века на российский рынок вышла петербургская фирма, намеревавшаяся составить конкуренцию французским коллегам. По иронии судьбы она носила имя, совпадавшее с французским — «Александр». Её магазин располагался на Невском проспекте, в доме № 11. Надо отметить, что заведения, в которых продавали веера, находились в Петербурге главным образом на Невском. Начиная с конца XVIII века ими торговал знаменитый Английский магазин (дом № 16), а позднее, с середины XIX столетия — магазины Юнкера (дом № 20), Ф. Кноопа (дом № 14), лавка Морозова в Гостином дворе на Садовой линии. Веерами торговал и Magasin Etrangere на одной из самых модных улиц — Большой Морской, в доме № 30.

Веер в XIX столетии являлся не просто аксессуаром костюма, но и показателем вкуса владелицы. Начиная с 1840-х годов дамские журналы предписывали модницам иметь опахала, подобранные по стилю и рисунку к каждому платью. К бальному туалету требовался веер кружевной или с экраном из шёлка нежных цветов. В театр или на концерт брали яркий или чёрный веер, украшенный росписью или расшитый блёстками, допускались изделия из страусовых перьев. Для прогулки или путешествия нужен был деревянный или кожаный веер. В 1850–1870-е годы в моде оказался так называемый стиль Помпадур — и веера украсились пасторальными сценками, гирляндами из роз и хороводами амуров. Начиная со второй половины 1880-х годов веер увеличился в размерах, а в его декоре всё сильнее начал проявляться стиль модерн. Асимметрично изображённые букеты цветов на фоне пейзажей назывались «миражами». В начале XX века веера вновь уменьшились в размерах, их расписывали в декадентском вкусе и усыпали блёстками различных цветов. Веера по-прежнему служили орудием кокетства, однако правилами хорошего тона строго осуждалась манера прикрываться ими, чтобы скрыть усмешку или движения губ в разговоре с кавалером. Веер также был среди немногих подарков, которые жених мог сделать невесте.

Завершение эпохи вееров совпало в России с крушением царского строя — образ нежной и лукавой кокетки с веером в руках в 1917 году безвозвратно ушёл в прошлое.

À PROPOS

Английское слово «флирт» произошло именно от выражения to flirt a fan, то есть «махать веером».

Текст: Юлия Плотникова

https://adresaspb.ru/category/inventory/v-naturalnuyu-velichenu/veera/?sphrase_id=2474