"Парадокс Кловерфилда" (The Cloverfield Paradox) — научно-фантастический триллер, который вы запросто могли пропустить. Почему? (Трейлер на русском в конце текста.)
Во-первых, фильм вышел на Netflix практически сразу после первого трейлера. Во-вторых, у "Парадокса Кловерфилда" вагон и маленькая космическая станция проблем, и некоторые из них я попробую озвучить.
А где Земля?
Мир недалёкого будущего переживает энергетический кризис. Ситуация настолько острая, что из-за оставшихся запасов нефти то и дело вспыхивают конфликты. Последняя надежда — ускоритель частиц на гигантской космической станции "Кловерфилд".
Каким образом будет получаться энергия на ускорителе и как должна передаваться на Землю, не уточняется, оставим это на совести сценаристов.
Ускоритель запускают на орбите планеты, так как запуск такого комплекса на Земле может быть очень опасным. Кто-то полагает, что запуск может привести к парадоксам в рамках многомировой интерпретации квантовой механики.
Ого, похоже на отличную затравку, правда?
Однако два года работы ни к чему не приводят. Из-за постоянных неудач члены международного экипажа раздражаются по мелочам, множится паранойя, постоянно вспыхивают конфликты. Это неудивительно — работа станции и запуск ускорителя "съедают" огромное количество энергии, которой и так почти не осталось на Земле.
Экипаж "Кловерфилда" работает из последних сил — как физических, так и психических, осознавая всё оказываемое на них давление.
Но напряжённая работа со временем даёт свои плоды, ускоритель запускается, выдавая колоссальную мощность... но лишь на короткое время. Из-за перегрузки часть систем отключается и на станции начинает твориться настоящая дичь, и первое, что замечает экипаж — куда-то пропала Земля.
Клеверное поле
Есть мнение, что фильм "Парадокс Кловерфилда" нельзя смотреть как самостоятельный фильм, и тем более первым — ведь это третья часть франшизы "Cloverfield", в которую также входят фильмы "Монстро" (2008) и "Кловерфилд, 10" (2016).
Однако, как мне кажется, так как сюжетно практически не пересекающиеся фильмы имеют общие "хвосты" и общее "духовное наследие", именно "Парадокс Кловерфилда" можно посмотреть первым, чтобы найти намёки на происходящее в остальных фильмах. Либо не смотреть совсем...
"Парадоксу Кловерфилда" очень далеко до атмосферы "Монстро", где на любительскую плёнку снято, как кайдзю громит Нью-Йорк, или "Кловерфилд, 10", где несколько героев оказываются заперты в бункере из-за возможной химической или ядерной атаки.
Снял "Парадокс Кловерфилда" неизвестный режиссёр Джулиус Она, но продюсером выступил Джей Джей Абрамс (как и у всех остальных фильмов серии).
Хочется отметить, что отличные актёры — Даниэль Брюль ("Бесславные ублюдки", "Первый мститель: Противостояние", "Пятая власть", "Ева: Искусственный разум", "Ультиматум Борна"), Аксель Хенни ("Охотники за головами" и "Марсианин"), Элизабет Дебики ("Великий Гэтсби", "Агенты А.Н.К.Л.", "Ночной администратор", "Стражи Галактики. Часть 2") — не могут вытащить фильм из-за слабо прописанных персонажей, которым просто негде развернуться.
В фильме также снялись приятные, но менее известные актёры, для которых "Парадокс Кловерфилда" мог бы стать отличным шагом вперёд. Но не стал.
Netflix очень странно и внезапно анонсировал картину, выкатив первый трейлер. В тот же день фильм стал доступен к просмотру через стриминговый сервис.
То есть у фильма было практически нулевое продвижение. А ведь к тому же "Монстро" привлекали внимание с помощью вирусного маркетинга — в итоге бюджет быстро окупился, а также фильм завоевал премию "Сатурн" за лучший НФ-фильм за 2008 год.
О чём это может говорить? Кто-то "наверху" в Paramount не поверил в успех картины, но вместо того, чтобы тратить огромные суммы на пересъёмки или доработки, решил избавиться от фильма. Права на показ выкупил Netflix, но тратиться дополнительно на продвижение не стал.
И это невероятно печально. У "Парадокса Кловерфилда" неплохая задумка: ведь создатели фильма изначально планировали немного другой сюжет, сосредоточенный вокруг бозона Хиггса (задумка фильма, как я понимаю, появилась ещё до его обнаружения в БАК).
Однако для включения фильма в трилогию Cloverfield были внесены доработки в сценарий, но, как оказалось, это не пошло картине на пользу.
Вместо того, чтобы показать первый трейлер, сделать предварительные показы фокус-группам и получить фидбэк о многочисленных ошибках "Парадокса Кловерфилда", его просто "залили" на Netflix...
Возможно, фильм также пострадал от неопытности режиссёра, который до этого никогда не работал над подобным проектом.
Не подумайте, фильм — не трэш, не помойка сам по себе, но вот в сравнении с предыдущими картинами он заметно уступает. Это красивая история о международном экипаже, который хочет, но не может помочь 8 миллиардам людей на Земле. Спецэффекты за такой скромный бюджет очень даже хороши (что вдвойне обидно из-за слабого сценария).
"Парадокс Кловерфилда" можно посмотреть, в нём есть отличные моменты, в том числе хорроровые, пусть и многие отдают заезженными штампами.
Если закрыть глаза на ошибки с точки зрения физики, отсутствие объяснения у некоторых аномалий, вопросы по поводу альтернативной энергетики и проч., то можно даже получить некоторое удовольствие — у истории есть загадка, финал напряжённый, а последние кадры, конечно, цепляют.
5 космических ускорителей кайдзю из 10 за приятную картинку, старания актёров и сцену с глазом - брр.