В «Законах Хаммурапи» вавилонское общество представлено тремя основными сословиями. О них уже сказано в предыдущих статьях. Это свободные общинники (авилум), царские люди (мушкенум) и, собственно, рабы (вардум). Как известно (или как принято?), рабы – это «живая собственность» своих хозяев.
Но, в среде мушкенум, положение людей было совершенно разным. Высшие «чины» царских людей за службу получали и «высшие» награды, большие земельные наделы. Те, что в звании «помельче», и земли получали, соответственно своему положению. А чаще совсем не получали земельных наделов, их заменяли натуральной оплатой за службу, имуществом, хлебом, возможно, деньгами. И эти самые «маленькие» царские люди, по сути своей, являлись теми же самыми рабами, только с другим названием.
Вообще, рабом в Вавилоне мог стать кто угодно, даже свободный общинник, в силу сохраняющей влияние патриархальности семьи. Главой и, господином, естественно, в семье был мужчина, (муж и отец). Подчинение мужчине в семье было абсолютным. Причем, самое «подчиненное» положение было у женщины (жены), хотя на законодательном уровне женщины, вроде как, какими-то правами и обладали. Почему так? Потому, что жену в Вавилоне можно было купить, как вещь, как раба. Следовательно, если мужчина заплатил за женщину, как за «товар», то вправе ее использовать как вещь, как раба. Жену, если она «отказалась» от мужа, последний мог просто продать, как рабыню.
Кроме того, мужчина мог продать в рабство не только свою жену, но и своих детей, так как они тоже считались его собственностью. Делалось это чаще в связи с уплатой долга. Если не было средств и другого имущества, за долги в рабство отдавали, порой, всех членов семьи. В условиях развития товарно-денежных отношений «долговое рабство» было очень выгодно для заимодавцев. А в долг брали, судя по документам древнего Вавилона, много и часто. Что брали? В основном скот (для работы в поле), семена (для посева), земельные участки (чтобы увеличить свои скудные наделы), сырье (брали ремесленники), различные товары (это уже брали мелкие торговцы). Долг, естественно, был «с процентами», причем, высокими (20% -30% от количества взятого). При этом, если долг не выплачивался вовремя, в залог, до полного погашения долга, брали не только все имущество должника, но и его семью (тоже имущество). Чем это выгодно заимодавцу? Тем, что кроме возвращаемого долга, заимодавец получал еще и бесплатную рабочую силу для своего хозяйства.
Результатом подобной практики становилось практически полное разорение и закабаление «свободных» общинников, что не могло не сказаться и на состоянии всего государства. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, царь Хаммурапи, в своих законах, предусмотрел некоторое «смягчение» кабальных условий для должников. Согласно параграфу сто семнадцатому, отданные заимодавцу в «залог» члены семьи должника могли находиться в «залоге» не более трех лет (видимо были прецеденты, когда этот «залог» длился гораздо больше), но, в то же время, в параграфе сто пятнадцатом есть интересная оговорка. Параграф сто пятнадцатый гласит, что, если во время «залога «заложенный» умрет естественной смертью, то это не может служить поводом к иску в отношении заимодавца». То есть, можно было «нещадно эксплуатировать «залоговое имущество», а смерть «этого имущества» списать на естественные процессы. Конечно же, некоторые «умягчения» в отношении должников все же имели место быть. Например, Хаммурапи ограничил самостоятельные действия заимодавцев в отношении имущества должника. Законом было запрещено самостоятельно отбирать имущество должника, без решения на то со стороны суда. Но, это было мало результативно. Количество рабов в Вавилоне росло, даже в те времена, когда Хаммурапи не вел победоносные войны, которые, как известно, должны были быть основным источником рабов для государства.
На этом, дорогие друзья, позвольте закончить. В следующей статье рассмотрим вопрос о том, какими правами могли пользоваться и, каким имуществом владеть, рабы Древнего Вавилона.
А сейчас, если вам статья пришлась по душе, ставьте «палец вверх», делитесь ею с друзьями и,
подписывайтесь на канал «Школа-Дома»!
Благодарю вас за внимание!
До новых встреч!