Найти тему
Мода в книгах

Цыплята в кринолинах и прочие курьёзы пасхальных открыток

Изучать старинные пасхальные открытки можно всю жизнь, по ним можно защитить диссер, а то и два, потому я сегодня не претендую на полное и достоверное исследование, но предлагаю посмотреть на одежду героев русских пасхальных открыток начала ХХ века.

Начать хотелось бы с цыплят в кринолинах. Казалось бы, причем тут вообще праздник Пасхи?

Он-цыпленок и она-цыпленок облачены в костюмы, напоминающие 18 век, и увенчаны скромными париками.
Он-цыпленок и она-цыпленок облачены в костюмы, напоминающие 18 век, и увенчаны скромными париками.

Персонажи открыток первого десятилетия ХХ века одеты по моде.

Барышня в платье S-образного силуэта, с т.н. "голубиной грудью" (то есть напуском на лифе прямо над поясом), с кружевной вставкой с высоким тесным воротничком-стойкой. Прическа объемная и тоже вполне соответствует модам 1900-х годов.
Барышня в платье S-образного силуэта, с т.н. "голубиной грудью" (то есть напуском на лифе прямо над поясом), с кружевной вставкой с высоким тесным воротничком-стойкой. Прическа объемная и тоже вполне соответствует модам 1900-х годов.

А в 1910-х годах псевдорусский стиль входит в моду. Пасхальные открытки рисует даже Кустодиев. Конечно, не без купчих и деликатесов!

Открытка 1912 года, а на даме - платье из 1860-х годов! Объёмный кринолин, изгибы которого еще и подчеркнуты шалью... Шали тоже были невероятно популярны в первой половине 19 века,  в купеческой среде подзадержались.
Открытка 1912 года, а на даме - платье из 1860-х годов! Объёмный кринолин, изгибы которого еще и подчеркнуты шалью... Шали тоже были невероятно популярны в первой половине 19 века, в купеческой среде подзадержались.

Но мейнстрим был не там. Мейнстримом был "русский стиль". С 1870-х годов в городской среде начал появляться специфический вид костюма, который вроде как был городским, но отчетливо напоминал традиционный народный костюм. Он состоял из темной юбки, вышитого передника и блузы. Вышивки тоже были не традиционными, а модными, современными.

В годы Первой мировой войны на пасхальных открытках всё чаще появляется как костюм в русском стиле, так и различные интерпретации традиционного русского костюма. Напомню, что традиционный костюм в каждой губернии был СВОИМ. Северный сарафанный комплекс отличался от юго-восточного понёвного комплекса как небо от земли, потому по открыткам легко проследить, откуда черпал вдохновение автор.

Это понёвный комплекс. Тут нет сарафана, тут есть понёва, то есть юбка, запахивающаяся вокруг талии. Для понёв использовали клетчатые ткани. Нагрудная верхняя одежда тут туникообразного кроя. Барышня на картинке явно незамужняя, судя по головному убору, то есть принимает поздравление от друга или даже от жениха.
Это понёвный комплекс. Тут нет сарафана, тут есть понёва, то есть юбка, запахивающаяся вокруг талии. Для понёв использовали клетчатые ткани. Нагрудная верхняя одежда тут туникообразного кроя. Барышня на картинке явно незамужняя, судя по головному убору, то есть принимает поздравление от друга или даже от жениха.
А вот тут странная история. Во-первых, барышня на картинке выглядит так, будто она встречает мужа (вокруг пары их дети), но почему она тогда носит волосы непокрытыми? Хорошо, это художественный вымысел. А тогда почему у нее две косы, как у замужней, а не одна, как у девушки? Видимо, это уже недоработка. Теперь костюм. Тут виден сарафан, он в клетку, то есть из покупной ткани. Но почему тогда такой узки? Покупную ткань специально и покупали, чтоб пошить модный широкий сарафан, на который у домотканной ткани не хватало ширины. Укороченные широкие рукава рубахи были возможны в сарафанном комплексе. Передник неясно, где начинается. В целом, комплекс сарафанный, но степень стилизованности высока.
А вот тут странная история. Во-первых, барышня на картинке выглядит так, будто она встречает мужа (вокруг пары их дети), но почему она тогда носит волосы непокрытыми? Хорошо, это художественный вымысел. А тогда почему у нее две косы, как у замужней, а не одна, как у девушки? Видимо, это уже недоработка. Теперь костюм. Тут виден сарафан, он в клетку, то есть из покупной ткани. Но почему тогда такой узки? Покупную ткань специально и покупали, чтоб пошить модный широкий сарафан, на который у домотканной ткани не хватало ширины. Укороченные широкие рукава рубахи были возможны в сарафанном комплексе. Передник неясно, где начинается. В целом, комплекс сарафанный, но степень стилизованности высока.
А вот хороший пример сарафанного комплекса. Но фишка тут в том, что персонажи - жители села, расположенного близ железной дороги, или жители слободы, почти-почти вошедшей в городскую черту. Мужчина носит картуз и сапоги - по городской моде. Жаль, нет жилетки! Барышня в сарафане с кокеткой - такие шились из покупных тканей - и в переднике, начинающемся прямо на уровне подмышек. Она, судя по всему, замужняя, ибо голова ее увенчана сорокой. На ногах она носит модные кожаные башмачки.
А вот хороший пример сарафанного комплекса. Но фишка тут в том, что персонажи - жители села, расположенного близ железной дороги, или жители слободы, почти-почти вошедшей в городскую черту. Мужчина носит картуз и сапоги - по городской моде. Жаль, нет жилетки! Барышня в сарафане с кокеткой - такие шились из покупных тканей - и в переднике, начинающемся прямо на уровне подмышек. Она, судя по всему, замужняя, ибо голова ее увенчана сорокой. На ногах она носит модные кожаные башмачки.

Помимо костюма в русском стиле, который был стилизованной версией костюма народного, был совсем уж шикарный маскарадный вариант - псевдоисторический. Его использовали для театральных постановок, а еще в 1903 году в псевдоисторические боярские костюмы оделись гости на балу Романовых.

Костюмы боярышень состоят из верхних платьев из тяжелой материи, с длинными прорезными рукавами (слева), с манжетами, украшенными драгоценностями. Боярышни носят платки и кокошники. Кокошники. кстати, и в 19 веке сохранились как часть сарафанного костюмного комплекса части северных губерний.
Костюмы боярышень состоят из верхних платьев из тяжелой материи, с длинными прорезными рукавами (слева), с манжетами, украшенными драгоценностями. Боярышни носят платки и кокошники. Кокошники. кстати, и в 19 веке сохранились как часть сарафанного костюмного комплекса части северных губерний.

Это был очень краткий обзор. Повторюсь, темой пасхальной открытки можно заниматься всю жизнь.

Но вообще я продолжаю писать о моде в художественной литературе, так что милости прошу, подписывайтесь, лайкайте, наслаждайтесь.