Добрый день, уважаемые читатели! Образ викингов неизбежно ассоциируется с морскими просторами, гребнями волн и знаменитыми драккарами. Однако, по какой-то нелепой случайности, даже у людей интересующихся историей Средневековья крайне смутные представления о морских сражениях эпохи викингов. Пришло время это исправить!)))
Подписывайтесь на канал Magistra vitae и ставьте лайки)))
Первым делом, первым делом... Пустим стрелы!
Во все времена у человека был огромный соблазн истреблять представителей своего же вида на расстоянии. Избегая всяких эксцессов в виде психологических травм с последующими флэшбэками, а также ответного удара со стороны недругов))) Поскольку до пушек в эпоху викингов научный прогресс еще не дошел, в ход пускались луки, а на малой дистанции еще и метательные копья и камни. Подтверждения тому мы можем найти в многочисленных скандинавских сагах...
Так, в одном из эпизодов «Саги о Харальде Суровом» говорится, что конунг Харальд вел огонь из лука большую часть сражения. Кстати, попадание метко брошенного камня - один из "брендовых" двигателей сюжета для саг...
"Началась жестокая сеча. Атли вскочил на корабль Хрута и врубился глубоко вперед. Ацур обернулся к нему, метнул копье и сам упал навзничь, раненный чужим копьем. Тогда Хрут повернулся к Атли. Тот немедля ударил секирой в щит Хрута и расколол его сверху донизу. Кто-то камнем попал Атли в руку, и он выронил меч. Хрут подхватил меч, отрубил им Атли ногу, а затем нанес ему смертельную рану. Они взяли богатую добычу и увели с собой два лучших корабля. Они там оставались недолго". "Сага о Ньяле".
Подобные описания я несколько раз встречал в различных сагах Такое ощущение, что попадание камня, выручающее главного героя - клише, штамп жанра))) Словно лазание через вентиляционные шахты в американских боевиках или губительная фраза: "А давайте разделимся?" в фильмах ужасов)))
Держать строй!..
Не то чтобы этом прям пункт статьи... Просто интересный факт...
Морское сражение, как правило, неизбежно перерастало в беспорядочную свалку кораблей. Чтобы этого избежать, и в ходе сражения корабли сохранили изначальный строй, скандинавы связали их друг с другом канатами, как свидетельствуют саги. А что, чертовски удобно, знаете ли)))
На абордаж, якорь мне в глотку!..
Как Вы уже знаете, основной целью кипучей деятельности, которую развернули викинги в Раннее Средневековье, было получение добычи))) И, разумеется, морские сражения не были исключением. А чтоб преспокойно обчистить или завладеть вражеским кораблем нужно перебраться на его палубу, перебить или принудить к сдаче его обитателей и преспокойно поживиться))) Иными словами, на помощь викингу приходит испытанный веками абордаж.
И здесь скандинавы ничего принципиально нового не изобрели - просто набрасывали на вражеский корабль крючья, притягивали его, аки загарпуненного кашалота и принимались разделывать тушу... Пардон, захватывать судно)))
В «Саге об Олаве Святом» есть описание сражения, в котором корабли конунга Олава (судя по упоминанию количества в предыдущем отрывке – 15 кораблей) одержали победу над многократно превосходящим флотом Эрлинга.
Корабли Эрлинга начали преследовать в море корабли конунга Олава, опережая их по скорости, поскольку «у кораблей конунга сильно набухла обшивка, и у них была большая осадка, ведь они были на плаву все лето, осень и зиму». Тогда Олав направил свои корабли в узкий пролив и укрылся в нем. Эрлинг заметил корабли конунга только когда уже вошел в пролив, и он увидел, что все корабли конунга идут навстречу ему. Эрлинг и его люди убрали парус и приготовились к бою. Корабли конунга окружили корабль Эрлинга со всех сторон. Началась жестокая битва, и большие потери были на стороне Эрлинга. Эрлинг стоял на корме. На голове у него был шлем, в одной руке щит, в другой — меч. Люди Эрлинга гибли, и когда люди конунга ворвались на корабль Эрлинга, пали и те, кто еще оставался в живых. Конунг сам шел впереди. Так пали люди Эрлинга все до единого, и на корабле оставался в живых только он один. Мало кто просил пощады, а тех, кто просил, все равно убивали. Бегство было невозможно, так как корабль Эрлинга был окружен. Но говорят, что никто и не пытался бежать. На Эрлинга нападали и те, кто был уже на его корабле, и с других кораблей. На корме была надстройка, гораздо выше других кораблей, так что ничем, кроме стрел и копий, нельзя было его достать. Но он отбивался мечом. Эрлинг защищался настолько мужественно, что неизвестно другого случая, чтобы один человек держался так долго против такого множества людей.
Узкий пролив оказался крайне тесен для маневров, корабли Эрлинга попросту не смогли использовать численное превосходство, а корабль с Эрлингом оказался захвачен. Сам Эрлинг сдался в плен, но, как повествует сага, тут же был вероломно убит одним из людей Олава, Аслаком Фитьяскалли. В войске Эрлинга не нашлось человека, который смог бы взять на себя командование, бонды (крестьяне) Эрлинга ничего не предприняли и покинули сражение.
Из этого анализа текста саги, который я проводил еще года этак три назад для очередной курсовой работы, мы можем сделать вывод, что высота палубы корабля была крайне важным фактором для скандинавских воителей. Как ни крути - и враг не достанет, и стрелять, да метать копья с камнями сверху вниз как-то сподручнее. Гравитация в помощь, что называется)))
На сегодня все, подписывайтесь на канал Magistra vitae, ставьте лайки и скоро выйдут новые статьи)))