Найти тему
Re-journal

Таргетированная инфляция на Украине. Часть 2.

Суть денежного таргетирования заключается в том, что Центральный банк, исходя из инфляционного тарирования, оценки потенциального роста выпуска и динамики денежной скорости в количественном уравнении обмена (MV = PY), определяет целевую ставку денежных агрегатов роста и объявляет об этом населению.

Для осуществления денежного таргетирования в стране необходимо соблюдать важное условие: спрос на деньги внутри страны должен быть стабильным. Это означает, что скорость движения денег должна быть на одном уровне для определенного целевого уровня горизонта.

Это условие является довольно сложной задачей для Центрального банка. Причина в том, что спрос на деньги в основном зависит от изменений, происходящих в социально-экономических отношениях, стабильности международных финансовых рынков и т. п. В связи с этим, эффективность этого режима в странах с переходной экономикой низкая. В течение 1970-2000 гг. Денежное таргетирование использовалось во многих странах, таких как Великобритания, Греция, Албания, Грузия, Китай и т. д. Большинство из них были вынуждены отказаться от этого режима из-за низкой эффективности влияния денежных агрегатов на конечную цель - стабильность цен. Примерами же эффективного использования данного режима являются Германия и Швейцария. Целевые денежные показатели в этих странах были достигнуты на 50%, однако инфляция была сохранена на среднем уровне, который не превышает 3%.

Эффективность этого режима в Германии и Швейцарии основывалась на доверии к денежным властям.

Украинский ученый Т. Слипченко отметил, что основным преимуществом денежного таргетирования является «суверенитет» - высокий уровень контроля со стороны Центрального банка.

Итак,преимущества этого режима включают высокий уровень координации денежно-кредитной и общей макроэкономической политики, способность к быстрой реакции со стороны Центрального банка и стабильность ожиданий, связанных с полной осведомленностью.

К недостаткам относятся невозможность контроля над денежной массой в случае высокой доли наличных денег, несостоятельности в случае значительных колебаний спроса на деньги, двусмысленности взаимоотношений между изменениями денежной массы и ее фактическими показателями за промежутки времени.

Не менее 50 экономик мира продолжают жестко фиксировать курсы своих валютных единиц относительно третьих валют. К ним относятся Гонконг, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и т. д.

Выбор режима таргетирования валютного курса является эффективным инструментом контроля инфляции. Эффективность этого режима напрямую зависит от таких факторов, как степень открытости экономики, измеряемая удельным весом импорта в потреблении, объемом валютных резервов и другими показателями. Недостатками этого режима являются зависимость денежно-кредитной политики от внешних экономических факторов, возможность притока краткосрочного спекулятивного капитала и риск дестабилизации финансовой системы в глобальных валютных кризисах.

Как показывает анализ опыта отдельных стран, политика таргетирования обменного курса может иметь разные последствия. Положительные результаты были достигнуты в Болгарии, Латвии, Тунисе, Аргентине. Классическим примером страны, имевшей негативный опыт, является Бразилия, где применение режима таргетирования обменного курса привело к гиперинфляции.

В 1990 году Резервный банк Новой Зеландии первым применил режим таргетирования инфляции.

В настоящее время такая политика осуществляется не менее чем в 26 странах, включая экономически развитые страны (Австралия, Швеция, Канада, Великобритания), развивающиеся страны (Бразилия, Чили, Мексика) и страны с формирующейся рыночной экономикой (Польша, Чешская Республика, Словения, Венгрия).

Последние ввели режим таргетирования инфляции в течение переходного периода, в результате чего был достигнут низкий уровень инфляции и устойчивыйэкономический рост, а также повысился уровень доверия общественности к власти.

Не забывайте подписываться на канал и ставить лайки. Это мотивирует нас на написание новых статей.

Оставайтесь с нами и ждите следующих публикаций от редакции Re-journal.