Найти тему
Тёмная Эстетика

Почему Обливион лучше чем Морровинд?

Морровинд принято считать лучшей игрой в серии The Elder Scrolls. Не всеми, конечно. По очевидным причинам, у Скайрима игроков будет намного больше. Но, на фоне этих двух гигантов, Обливион часто остаётся в стороне, а старые фанаты часто делают выбор именно в пользу Морровинда. Есть ещё поклонники первых двух частей, Arena и Daggerfall, но их мало (особенно Arena!) И всё таки, что есть у Обливиона, в чем Морровинд провалился?

Начало игры

Привет. Приколись, вчера ты был в имперской тюряге в Сиродиле, а теперь ты в Морровинде. Вот, напиши ка тут как тебя зовут, можешь ещё выбрать внешность из пары доступных вариантов. Всё, пока, удачи.

Серьёзно? Я не против того, чтобы начинать с абсолютного нуля, но это не выдерживает никакого сравнения с Обливионом, где тебя сразу же окунают в сюжет, разнообразие врагов, а так же дают нормально ознакомиться со всеми базовыми механиками игры. Причем, с разнообразием врагов потом лучше не становится, в Обливионе всё равно больше.

Многие монстры выглядели реально пугающе.
Многие монстры выглядели реально пугающе.

Квесты

Те, кто играл и в Oblivion, и в Morrowind, наверняка знают, что основная сюжетная линия в Морровинде намного оригинальней и глубже. Это невозможно оспорить. Но на этом всё. Совсем. Все остальные квесты в игре очень короткие, однотипные, лишенные оригинальности. Да, квестов очень много, но какой от этого толк? Ни одна фракция, кроме Клинков, где и разворачивается основной сюжет, не имеет своей сюжетной линии. Это просто набор заданий. Более того, сами задания, между фракциями, тоже похожи. Чем Гильдия Бойцов принципиально отличается от Дома Редоран? В то время как в Обливионе на основной сюжет вообще можно забить, ведь сюжетки других фракций нередко более увлекательны. Особенно сюжетка Тёмного Братства, которую часто ставят как одну из лучших сюжетных линий в TES. А ещё к этому можно добавить, что в Обливионе в 3 раза больше даедрических святилищ (и, соответственно, квестов).

Вход в святилище Тёмного Братства.
Вход в святилище Тёмного Братства.

Частная собственность

В Морровинде нельзя купить себе дом. Вообще. Да, вступив в один с трёх Великих Домов и пройдя немало квестов, можно получить себе дом в подарок. Но разве это сравниться возможностью купить 9 домов, получить десятый нахаляву, иметь свою штаб-квартиру рыцарей, а так же иметь собственные покои в замке, который находится в другом измерении?

Тот самый дом, который можно получить на халяву – Резиденция "Белый жеребец". Нужно только пройти пару квестов. Внутри всё скромно, но даренному коню в зубы не смотрят.
Тот самый дом, который можно получить на халяву – Резиденция "Белый жеребец". Нужно только пройти пару квестов. Внутри всё скромно, но даренному коню в зубы не смотрят.

Локации

Мир Морровинда выглядит необычно, но эта магия долго не работает. Трудно не замечать, насколько локации пустые и, в прямом смысле этого слова, серые. Не хватает разнообразия и красок. Да, в Сиродиле всё выглядит 1 в 1 как в реальном мире, никакой сказки, но разве путешествовать по природе реального мира это так уж плохо? Примерно то же самое относится и к городам.

И кто после этого скажет, что в Обливионе скучные пейзажи?
И кто после этого скажет, что в Обливионе скучные пейзажи?

Безжизненные npc

Многие ругают Oblivion за то, как персонажи игры неубедительно и комично симулировали наличие собственной жизни, тупые диалоги одних npc с другими, но... жизнь, она всё же была! В Морровинде её нет. Персонажи почти всегда стоят как вкопанные, а магазины работают круглосуточно. Причем, ладно, если бы npc реально на все 100% стояли как вкопанные. Так нет! Надо обязательно немного подвинуться и встать так, чтобы перекрыть своим телом проход в следующее помещение, а только потом уже вести себя как статуя. Бесит неимоверно.

Иллюзия открытого мира со свободой выбора

Открытый мир и полная свобода часто идут впереди всех достоинств Морровинда. Но действительно ли так всё хорошо?

1) Зонинг монстров. Открытость мира сильно ограничивается тем, что разница силы противников в разных локациях отличается слишком уж сильно. Это хорошо работает для таких игр как World of Warcaft или Diablo, но не для игры с якобы открытым миром. Причем, само распределение тоже хромает – одних локациях тебе уже скучно, а в другие всё ещё лучше не лесть. В Обливионе работает система автолевелинга абсолютного большинства врагов, поэтому можно смело посетить любое место в любое время. Более того, из-за автолевелинга прохождение одного и того же квеста в начале игры или же на высоких уровнях, это как 2 совсем разных прохождения. К тому же, мир Обливиона не ограничен одним измерением. В этой игре даже есть квест, где нужно достать альтмера из его собственного ночного кошмара.

2) Нельзя вступить во все игровые фракции. В Обливионе же нельзя вступить только в ряды некромантов. Но, даже не смотря на это, можно было заниматься созданием черных камней душ, чем занимаются исключительно некроманты. Да, были фракции куда можно было вступить совсем мимолётно, как Мифический Рассвет и Черный Лес. Но всё равно свободы больше, чем в Морровинде. А ведь сколько желающих вступить в Шестой Дом? Огого! Одного только этого достаточно, чтобы поставить свободу выбора в Морровинде под огромное сомнение. На первый взгляд кажется, что выбор фракций в Морровиде намного лучше, но это не так – по функциональности, Обливион выигрывает. Можно ли в Морровинде стать гладиатором? А вступить в секретный орден охотников на вампиров, которого даже нет в списке фракций? Нет.

3) Обливион можно пройти одним персонажем. Морровинд – нет. Помимо того, что разные фракции просто конфликтуют друг с другом, прохождение определённых квестов ставит крест на присоединении к некоторым фракциям. Например, 1 из ранних квестов Гильдии Бойцов навсегда лишает возможности присоединиться к Гильдии Воров. В добавок к этому, можно выбрать только 1 Великий Дом. Само по себе это как бы логично, но невозможность переметнуться в другой Дом, даже если из текущего тебя самого выкинут, отсутствует.

В Морровинде тоже есть Тёмное Братство, но в него нельзя вступить. Более того, если у вас установлено дополнение Трибунал, то его члены будут атаковать вас с самого начала игры (во время сна), пока вы не вырежете ближайшее святилище ассасинов. А учитывая систему зонинга, даже просто убить одного ассасина на низких уровнях не является возможным, так что придётся каждый раз перезагружаться до тех пор, пока рандом не решит, что этот сон будет для вас безопасным.
В Морровинде тоже есть Тёмное Братство, но в него нельзя вступить. Более того, если у вас установлено дополнение Трибунал, то его члены будут атаковать вас с самого начала игры (во время сна), пока вы не вырежете ближайшее святилище ассасинов. А учитывая систему зонинга, даже просто убить одного ассасина на низких уровнях не является возможным, так что придётся каждый раз перезагружаться до тех пор, пока рандом не решит, что этот сон будет для вас безопасным.

Размер

Тут всё просто: площадь игрового мира в Oblivion больше, чем в Morrowind. Что с дополнениями, что без. Есть такой феномен, что мир Морровинда каким-то образом ощущается больше, но на то есть два объяснения. Первое – в Морровинде быстрое перемещение используется реже, приходится больше ходить пешком. Второе – форма карты мира. Игровой мир Морровинда представляет из себя кольцо, поэтому напрямую куда либо попасть часто не представляется возможным, только в обход. Но самое главное, в игре Морровинд нельзя толком посетить сам Morrowind: нам доступен только остров в стороне, Vvardenfell.

Названия

Места в Морровинде практически целиком состоят из трудно читаемых, не откладывающихся в памяти названий. С именами персонажей немного лучше, но ненамного.

Дремора на фоне руин Кватча.
Дремора на фоне руин Кватча.

Диалоги

В Морровинде не озвучен ни 1 диалог. Только голый текст. Но это пол беды – меню диалога засорено всякими мусорными опциями разговора, которые от персонажа к персонажу никак не меняются. Самый яркий пример – опции разговора "background" и "my trade" тупо дублируют друг друга, только вторая даёт более развёрнутый ответ. К счастью, что первое, что второе в дальнейших играх серии исправлено.

Мастерство навыков

В Морровинде нельзя научиться ничему новому, прокачивая навыки. Никаких спец приёмов или новых пассивок. К тому же, очень трудно оценить свой прогресс. В Обливионе же у каждого навыка есть 5 уровней мастерства, каждый из них вносит что-то новое в игру. Чего только стоит возможность прыгать по поверхности воды, когда ты мастер акробатики!

В Морровиде подземелья имели тёплый, уютный, ламповый свет, в то время как в Обливионе подземелья выглядят холодно и недоброжелательно.
В Морровиде подземелья имели тёплый, уютный, ламповый свет, в то время как в Обливионе подземелья выглядят холодно и недоброжелательно.

Мини-игры

В Обливионе некоторые вещи, которые раньше за тебя делала игра, теперь можно сделать самому. Хочешь взломать замок? Сделай это сам! Хочешь произвести на собеседника приятное впечатление? Сделай это сам (ну почти). В дополнение к этому, разработчики "починили" алхимию.

Так выглядит процесс взлома замка в TES 4.
Так выглядит процесс взлома замка в TES 4.

Зачарование

Сломанный навык, который в Обливионе просто напросто удалили. Нужен, чтобы создавать зачарованные вещи и перезаряжать их. Только вот зачем их перезаряжать, если они сами себя перезаряжают, бесплатно и без твоего вмешательства? Бред.

Сама возможность зачарования в Обливионе никуда не пропала, вырезан только соответствующий навык, который всё равно отвечал исключительно за то, сможешь ли ты зачаровать или перезарядить предмет или же камень душ будет израсходован впустую.
Сама возможность зачарования в Обливионе никуда не пропала, вырезан только соответствующий навык, который всё равно отвечал исключительно за то, сможешь ли ты зачаровать или перезарядить предмет или же камень душ будет израсходован впустую.

Скрытность

Ещё 1 поломанный навык. Требования к его прокачке в игре такие, что самому, без тренеров, это сделать практически невозможно. Немного легче качать, если ты занимаешься воровством, но зачем мне заниматься воровством, если мне нужна скрытность только в боевых условиях? К вопросу о свободе в игре.

Рукопашный бой

Сломанный навык, но в исполнении не игрока, а npc. Хотя урон от него низкий, зато он обладает высоким шансом отправить игрока в нокдаун. А нокдауны тут длятся намного дольше, чем в Обливионе. Может дойти до того, что отправлять в следующий нокдаун тебя будут раньше, чем ты оклемаешься от предыдущего. Это может дойти до того, бои против рукопашников без брони будут опаснее, чем против тяжело экипированный бойцов, что полный бред. Справедливости ради, в Обливионе рукопашный бой тоже вне баланса, от него мало смысла. Но, по крайней мере, это логично, нефиг лесть с голыми роками на рыцаря.

Боевая система и господство рандома

Тут всё совсем плохо. Настолько плохо, что именно из-за этого некоторые даже называют Morrowind худшей игрой в серии. Вдаваться в детали по поводу боевой системы TES 3 я сильно не буду, тут и без меня всё многократно расписано. Скажу только, что помимо проклятого рандома с его шансами на практически любое действие, которые ты можешь (не)сделать в игре (нанести удар, произнести заклинание, починить предмет и т.д.), есть ещё проблема с переключением между оружием и заклинаниями: оно занимает слишком много времени. Если противник серьёзный, то переключение о одного на другого может стоить жизни. Таким образом, быть боевым магом в этой игре не приветствуется: если уж начал драку с оружием в руках, то лучше с ним и заканчивать. А если к этому добавить ещё и отсутствие регенерации маны, то возможность использовать магию в бою совсем уж ограничена.

Ограничения для зверорас

Подобно боевой системе, ещё один косяк эксклюзивный для Морровинда: аргониане и каджиты могут надеть только пару шлемов в игре, а так же имеют полный запрет на использование обуви. Такое решение было обусловлено анатомическими особенностями зверорас. Но почему бы зверорасам не выковать броню, которая подходит их анатомии и не подходит остальным, в таком случае? В Обливионе же поступили так же, как и во всех остальных играх серии: зверорасы носят всё то же, что и остальные расы.

Твоё лицо, когда тебе разрешили носить обувь. К слову, создания персонажа может занять очень много времени, настойка внешности в Обливионе гибкая, пускай и не без недостатков. Но на скрине наверняка какой-то мод, такое лицо в игре вы не встретите.
Твоё лицо, когда тебе разрешили носить обувь. К слову, создания персонажа может занять очень много времени, настойка внешности в Обливионе гибкая, пускай и не без недостатков. Но на скрине наверняка какой-то мод, такое лицо в игре вы не встретите.

Дрожащие Острова

У Морровинда нет винрарного дополнения, которые многие оценивают выше, чем основную игру (в том числе и я). Более того, из-за базовых механик игры, что там в дополнениях Морровинда вы можете никогда толком и не узнать – они предназначены исключительно для высокоуровневых персонажей. Вот вам и открытый мир, со свободой выбора.

-12
-13
Шеогорат, даедрический бог безумия, центральный персонаж дополнения Дрожащие Остова, а так же 1 из самых запоминающихся персонажей в истории видеоигр.
Шеогорат, даедрический бог безумия, центральный персонаж дополнения Дрожащие Остова, а так же 1 из самых запоминающихся персонажей в истории видеоигр.
Визуально, Дрожащие Остова это примерно как Морровинд, только, на этот раз, всё было сделано как надо. Контраст между землями Мании и Деменции настолько велик, что даже ночные пейзажи Мании выглядят более красочно и позитивно, чем дневные пейзажи Деменции.
Визуально, Дрожащие Остова это примерно как Морровинд, только, на этот раз, всё было сделано как надо. Контраст между землями Мании и Деменции настолько велик, что даже ночные пейзажи Мании выглядят более красочно и позитивно, чем дневные пейзажи Деменции.

Графика

Тут всё очевидно. Morrowind вышел в 2002, Oblivion – в 2006. Но Морровинд всё же не обладал передовой графикой на момент выхода, в отличии от Обливиона. Единственное, чем можно возразить, это то, что каким-то немыслимым образом вода в Морровинде выглядит лучше, чем в Обливионе. Но дело не только в самой графике, дело и в цветовой гамме. Пускай и Морровинд обладает более сказочной фауной, но самой сказки в её цветах нет - всё слишком серое, пустынное. Дело, конечно, ещё и в том, что самой растительности на острове крайне мало, но так кто же мешал добавить. Это же фэнтези, а не Aliens versus Predator, верно?

А какая игра серии TES больше всего нравится вам?