Казалось бы в XXI веке конфессиональная карта Европы уже давно расписана и все на ней известно: большинство народов – христиане, меньшинство – мусульмане. Религиозный пазл сложился давно и ничего интересного в этом вопросе нет.
Но не все так просто. На территории нашей страны, в Среднем Поволжье компактно проживает интересный и самобытный народ – марийцы, составляющий 43 % от общего числа жителей в Республике Марий Эл. Марийцы (или как их называли до XX века черемисы) вошли в состав Русского государства при Иване Грозном после присоединения Казани.
Марийцы долгое время сопротивлялись политике христианизации, которую проводила царская администрация в отношении покоренных народов. Лишь во второй половине XIX – начале XX века христианство стало ведущей религией среди черемисов. Однако, вплоть до сегодняшних дней большинство из них, особенно в сельской местности, остаются двоеверами, т.е. исповедуют две религии – ходят в православный храм и при этом посещают священные рощи, в которых проводятся моления приверженцев так называемой традиционной марийской религии.
Марийская традиционная религия – отголосок древних верований марийского народа, основанный на их мифологии и обожествлении сил природы. К XIX веку эта система верований приобрела окончательные черты, немало позаимствовав у христианства. Так, марийская традиционная религия приобрела черты монотеизма – т.е. главным в ней стал один бог – Тун Ош Поро Кугу Юмо (Главный Светлый Добрый Великий Бог). Оформился и его антипод в виде Керемета (аналог христианского Сатаны). Помимо них в марийском пантеоне имеется еще несколько основных божеств, олицетворяющих главные жизненные начала (к примеру, Шочын Ава – богиня рождения).
Марийские язычники не строят храмы для поклонения своим богам. Для отправления своих обрядов они используют специальные священные рощи – кусото, огражденные с трех сторон. Для молений выбираются специальные деревья – онапу, которые перед началом обрядов обвязывают полотенцем. Всего на территории Марий Эл несколько сотен священных рощ, которые в зависимости от участников делятся на семейные, родовые, деревенские и общемарийские.
Главные моления приверженцы марийской традиционной религии совершают осенью после уборки урожая. Обязательным на них является жертвоприношение богам в виде уток или гусей, которые в культуре марийцев имеют особое значение. По многим легендам, именно из утиного яйца появились боги Юмо и Керемет, давшие начало всему живому. Имеются и свои жрецы, которых называют карты. Обычно картом становится самый уважаемый и опытный человек. Карт руководит молением, совершает жертвоприношение, от имени собравшихся просит бога о ниспослании благ. Обычно процесс моления заканчивается общей трапезой.
Стоит сказать, что число приверженцев марийской традиционной религии медленно, но верно увеличивается. Для марийцев это попытка самоидентифицироваться, сохранить свою самобытность в наше стремительно меняющееся время.