Найти тему
самолеты и не только

Не превзойденный по мощности! Авиадвигатель НК-12!

Ещё в начале ХХ столетия, Российским инженером М.Н. Никольским была предложена идея создания авиационного двигателя в котором воздушный винт имел привод от газовой турбины, впоследствии такая схема стала основой турбовинтовых двигателей (ТВД).

В отличии от реактивной тяги, ТВД имеет одно неоспоримое преимущество, это пониженный расход топлива, поэтому до сих пор авиадвигатели такого типа очень популярны у региональных самолётов, где не так критична крейсерская скорость, а при небольшой загрузке пассажиров, особую важность имеют именно экономические показатели.

В конце 40 -х годов прошлого столетия СССР, после победы в Великой Отечественной Войне, серьёзно опасался, что США могут нанести стране ядерный удар, используя тяжёлые дальние бомбардировщики В-29. Поэтому Постановлением Правительства СССР в 1949, в ОКБ "Туполева" поступило распоряжение о создании тяжёлого межконтинентального, бомбардировщика способного провести ядерную бомбардировку территории предполагаемого противника.

В 1951 году начались активные работы по проектированию самолёта с индексом 95, в последствии Ту-95.

Самолет Ту-95 в ЦМ ВВС Монино
Самолет Ту-95 в ЦМ ВВС Монино

С 1954 по 1957 было построено 30 летных экземпляров. В качестве силовой установки для ТУ -95 были разработаны турбовинтовые двигатели НК-12, СНТК Кузнецова. Силовая установка состоит из двух четырех лопастных винтов вращающихся в разные стороны, диаметром шесть метров каждый.

Первоначальная мощность НК-12 составляла 15000 л.с., модернизированный НК-16 уже мог развивать мощность в 16000 л.с. Серийным производством двигателей занимался Куйбышевский моторный завод.

По настоящее время для НК-12 не существует мировых аналогов, в группе турбовинтовых двигателей он остаётся самым мощным в мире. Основными показателями двигателя является возможность достигать крейсерской скорости более 800 км/ч с пониженным расходом топлива, как у ТУ-95. Таким образом Советский межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 мог достигнуть восточного побережья США, провести бомбовою атаку и совершить посадку на Советской авиабазе, расположенной во времена СССР на острове Куба.

НК-12 является не "привередливым" в качестве использования авиа топлива. Для НК-12 разрешено применение всех видов авиационного керосина.

Единственным минусом этого двигателя является запредельный уровень шума, который по некоторым (не подтверждённым данным) могут перехватить вражеские подводные лодки, тем самым обнаружив место нахождение самолёта.

Двигатель НК-12 так же нашел применение и в Гражданской авиации, ещё одна "Туполевская" машина Ту-114 (Флагман СССР 60-х), была оснащена такими двигателями. Ту -114 как и Ту-95 мог совершать беспосадочные полёты из СССР в США.

Самолёт Ту-114 в ЦМ ВВСС Монино
Самолёт Ту-114 в ЦМ ВВСС Монино

Стратегический бомбардировщик Ту-95, оснащенный двигателями НК-12, до сих пор находится на вооружении ВКС России.

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

НК-93. Авиадвигатель будущего, остался в прошлом!

Авиадвигатель ПД-10 на замену Д-436.

Силовая установка для ИЛ-496.

Бе-200. Остался без двигателей!

Вертолёт Ми-12. Созданный не вовремя!

-3

Авто
5,66 млн интересуются