В сознании русского народа сохранилось убеждение, что смех продляет жизнь, а мы вслед за великим Рабле можем сказать, что смех лучше слез… Эразм Роттердамский в «Похвале глупости» уверял, что боги на Олимпе и те не обходились без шуток, проказ и проделок своих шутов.
Разгоряченные амброзией и нектарами небожители с удовольствием созерцали уморительные проделки козлоногих сатиров и Пана, слушая их скоморошьи песни. Даже хромой Вулкан своим шутовством заставлял бессмертных обитателей Олимпа от души посмеяться и забыть на время свои проблемы.
Видимо, подражая богам, люди быстро переняли их обычаи – содержать в домах шутов, уродцев и карликов. В древнем Египте, Греции, Риме, Византии, Англии, Франции и России с незапамятных времен шут был персонажем шумного застолья, празднеств и пиров. Отсутствие шутов считалось плохим предзнаменованием для хозяина…
Загадки истории России / Николай Непомнящий. — М.: Вече, 2012.
Шуты в России, тем более при царских дворах были люди особые. Русский шут был главной фигурой на фоне плясунов, фокусников, акробатов и ученых медведей. При этом основным качеством шута было не столько умение балагурить и шутить, сколько обескураживать и высмеивать злое и лживое, что особенно ценилось в русском народе. Он одинаково должен был уметь и шутить с толпой, и отшучиваться от царя. По не писанному закону царь шутов не наказывал строго («Шут с ним, что с него взять!»). Поэтому те, будучи «в образе», могли передразнить, посмеяться и быть довольно смелыми даже с коронованными особами. Сложнее было шуту с царским окружением, царедворцами, себялюбцами, чванливыми, спесивыми и злопамятными боярами и знатными дворянами. Веселя других, шут всегда должен был помнить пословицу: «Не шути над тем шуток, кто на каждое слово чуток».
Вот как раз про шутов и царей поведал сегодня нам молодой режиссер Владимир Крючков в своем проекте «Самодержцы и шуты». Мы по личному приглашению автора и режиссера, с фотографом Ольгой Бурцевой посетили спектакль Владимира в Севастопольском театре им. Луначарского. Создан он молодыми артистами театра в первую очередь для молодого зрителя. Вот и сегодня Малая сцена была полна молодежи.
САМОДЕРЖАВИЕ, монархическая форма правления в России, при которой царю (с 1721 императору) принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т.д. С середины 16 в. в России складывалась сословно-представительная монархия: царь правил вместе с Боярской думой, созывались Земские соборы. В 17 в. происходил переход к абсолютной монархии, утвердившейся в правление Петра I (1689-1725). В ходе Революции 1905-07 с учреждением Государственной думы обозначился поворот к установлению конституционной монархии. После отречения от престола императора Николая II и великого князя Михаила Александровича в ходе Февральской революции 1917 С. прекратило своё существование.
Энциклопедия «Отечество»
Как поделился с нами Владимир, идея зарождения проекта была отчасти амбициозна, но шуточна.
«Хотелось и поэтическую форму получить и царя сыграть хоть какого-нибудь!»,- смеется автор.
При таких «царских» амбициях, должным образом и шла подготовка к спектаклю. Было собрано и переработано огромное количество интересного материала, в том числе и классическая литература: Пушкин, Вяземский, Ломоносов, Некрасов, Цветаева и Катырев-Ростовский. Автор умудрился собрать документы и стихотворения, народные частушки и побасенки о царях русских, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем Вторым. Как говаривал царь Борис: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» У скомороха вроде бы и песня-небылица, да правда — ему сестрица.
И то, что мы видели на сцене, это не просто спектакль, это спектакль-скоморошина. Работа была проведена с глубоким погружением в тему, вплоть до музыкальных инструментов. Актеры играют не только на сопилках, балалайках и барабанах, но и на весьма экзотических инструментах, таких, например, как колесная лира, ханг и рейнстик (посох дождя). А многочисленный реквизит скоморохов помещается в огромном сундуке, который они используют по разным назначениям. Декорацией же служат куски ткани. На сцене минимализм.
Что хочется особо отметить-это текст! Его автор и Крючков и сами участники спектакля. А всего их, скоморохов-гусляров-плясцов, пятеро: Евгений Овсянников, Юрий Михайловский, Сергей Колокольцов, Виктор Неврузов и сам Владимир Крючков.
В поставке много монологов. У Крючкова, по его словам, было «дикое» желание доказать, что монологи заслуживают большего внимания и могут быть интересными и действенными (а недавно Владимир принял участие в фестивале монологов «Словотворение»- прим.автора).
«Что сказать мы этим хотели? Какая телеграмма в зал?»,- задумывается над нашим вопросом автор.
«Опять же все не однозначно… Вряд ли мы пытаемся сказать Ай-яй–яй! Скорее мы задаем вопрос самим себе, с нашим сегодняшним настроением и мыслями. Или же: кто же будет нынче на Руси царем? И зритель тоже может мыслить. Мы не вбиваем догмы и аксиомы. Интереснее когда все вместе смогут «пораскинуть мозгами». Мы специально провоцируем, вызываем зрителя на диалог! По сему, понравился спектакль или нет, будет решать зритель, но он точно оставит послевкусие…»,- рассуждает Владимир.
А ведь и точно, послевкусие будет для каждого разным…Главное, чтобы зритель был думающий, вникающий в суть и конечно же, внимательный, не отвлекающийся!
«Самодержцы и шуты» поставлен на малой сцене. Ведь только она, по словам режиссера, дает столько «нюансов и подробностей». Вместе с тем, она не прощает фальши, неискренности, излишнего наигрыша. Она заставляет быть настоящим и откровенным.
«И даже если вы говорите одно, думаете о другом, а делаете совершенно третье- что свойственно человеку, малая сцена как раз и выявит самое главное и сгладит все шероховатости: все как в жизни»,- говорит Владимир Крючков.
«Самодержцы и шуты» режиссёра Владимира Крючкова, удостоен Государственной стипендии Правительства Российской Федерации в 2015 году. Премьера состоялась 18 марта 2016 года в Севастополе. Спектакль-скоморошина стал спектаклем-историческим исследованием и самой популярной постановкой у севастопольской молодёжи. Что мы и наблюдали сегодня, в зале был аншлаг.
Любопытно, что поговорка «По усам текло, а в рот не попало!» обязана своим происхождением именно шутам. Дело в том, что во время застолий шуты, все время побуждающие гостей к смеху, создающие веселье, часто за свои остроты принимали на себя выплеснутое из кубков и бокалов вино от осмеянных, рассерженных и обиженных. Неудивительно, что к разгару веселья некоторые шуты становились насквозь мокрыми. А потом, рассказывая о царском пире, они с полным основанием могли сказать: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». Несомненно, шуты подарили народу и множество других прибауток, потешек, скороговорок и загадок.
С давних времен на святках и масленицу шуты обматывались густой гороховой соломой и одевали какую-нибудь маску, называемую «харей» (от греч. «харея» – голова). Часто шуты водили за собой медведя или козу и были особенно желанны на свадьбах и других народных праздниках. От гороховой соломы пошло и известное народное прозвище «шут гороховый».
Виктория Марченко, фото Ольга Бурцева
Для написания статьи были использованы материалы Энциклопедия «Отечество», Загадки истории России / Николай Непомнящий. — М.: Вече, 2012, сайты http://www.istpravda.ru/pictures/15148/и http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post363477938/