Одна из наших любимых тем – языческие корни христианских праздников. Не желая задеть ничьи чувства, напомним все же, что человечество старше христианства, и говорить о нем, как о чем-то совершенно отдельном от язычества, это все равно, что рассуждать о дереве, у которого сразу выросла крона, и никаких корней. На носу нынче Пасха, а значит, поговорим о ней.
«Христос воскрес!» Христианство – это новый этап развития человечества, другие, отличные от язычества этические нормы и философские идеи, но… чем, чем, а вот воскресающими богами людей не удивишь. По весне они лезли из земли, ну чисто подснежники! Осирис, Митра, кельтский бог-олень Курноннас… на зимний солнцеворот, в самую длинную ночь бог умирал, а на весеннее равноденствие был уже как новенький… с некоторыми местными нюансами, конечно.
В славянских фольклорных традициях Пасхи очень сильный мотив не столько воскрешения, сколько… восстания мертвецов. Такой однодневный, а точнее – «одноночный» зомби-Апокалипсис. Так называемый Навий Великдень, или Мертвецкая Пасха в некоторых славянских землях приходится на четверг перед Христовым Воскресеньем, в других – на понедельник сразу после. Ровно в полночь мертвецы вставали, отправляясь в церковь на службу, которую вел мертвый священник. Встретившиеся по дороге живые тоже становились мертвыми, и защитить от мертвяков в Навий Великдень не могли ни крест, ни молитва.
Но такой разгул мертвецов воспринимался как необходимое зло, потому что родные покойники были весьма полезны в «народном хозяйстве». Предки, ушедшие в землю, были той силой, которая по весне выталкивает на поверхность молодые ростки и дает селению возможность жить, любить, кормить детей… Круг замыкается по весне – смерть становится источником рождения. А перевозбужденных активной подземной трудовой деятельностью покойников следует умилостивить сразу после Пасхи (равноденствия). Традиция эта до сих пор соблюдаются – всем известные «гробки», когда члены семьи отправляются на могилы предков… и прямо там выпивают и закусывают. Честно говоря, многих вид соотечественников, устраивающих прямо на могильных плитах пикничок, скажем так… напрягает. А еще больше мы бы напряглись и даже возмутились, если бы закусывающие начали орать песни и отплясывать между могилами. Какое кощунство! – вскричали бы мы… и были совершенно не правы. Кощуны – специальные песни в честь предков, которые на равноденствие исполняли на кладбище. За накрытыми столами. Из-за которых вставали только, чтоб кощунить, ну или сплясать для тех, кто ушел под землю, но не ушел из рода, продолжая помогать и охранять.
На столах обязательно был пасхальный хлеб, от которого ведут происхождение наши куличи, или например, английские hot-cross bans, булочки с крестом из глазури. Хлеб этот пекся на весеннее равноденствие из остатков прошлого урожая. Половина съедалась, а вторую во время празднества закапывали (хоронили) на поле, чтобы был новый урожай. Ну и конечно, крашенные яйца. Существует христианская легенда, что первое яйцо Мария Магдалина подарила римскому императору, сказав «Христос воскрес!». Император не поверил, ответив, что человек не может воскреснуть, как это яйцо не может стать красным. Яйцо покраснело.
На самом деле яйцо – древнейший символ вселенной, ведь они выходят из живого и из них тоже выходит живое. Сделанные из глины яйца находят не только в славянских погребениях. Ну а живые по всему миру считали яйца священной пищей. И красили их тоже издавна, используя естественные красители: луковую шелуху, ягоды бузины, кору черноклена, сушеный «свербень» (свербига полева, Bunias аrvensis) и т.д. Коричневые «крашенки» - земля, зеленые – соответственно, посевы, и возрождение природы, желтые (золотые) – богатство и достаток, но больше всего красных – символ солнца и возрождающегося бога. Черные крашенки в некоторых регионах делают только на порчу (черная – кровь Сатаны), а в других именно двухцветные черно-белые крашенки относят на могилу предков, чтобы держать связь между ними и живыми. Между поколениями рода.
Ну вот, собственно, и все, а мы пошли куличи печь. И яйца красить.
Илона Волынская,
Кирилл Кащеев
Наши романы и повести, фэнтези и детектив читать бесплатно онлайн https://litnet.com/ru/ilona-volynskaya-kirill-kashcheev-u1212728