Итак, при помощи «ордалии» обвиняемый мог быть признан невиновным, так как, по исключительной вере жителей Древнего Вавилона, боги в любом случае покарают клятвопреступника и, вернее всего, смертью. Такая система касалась, в основном, тех, кого обвиняли в колдовстве. В остальных случаях обвинение должно быть доказано обвинителем, чтобы быть признанным судом, как преступление. Любое сомнение в отношении совершенного преступления считалось «плюсом» в пользу обвиняемого и, способствовало признанию его невиновным.
Кстати, ни в Законах Хаммурапи», ни в любых других источниках по истории Древней Месопотамии, нет упоминания о существовании там «розыскной деятельности». Вероятнее всего, специализированные органы, занимавшиеся розыском преступников и следственными мероприятиями, в Древнем Вавилоне отсутствовали.
Не упоминается в источниках и применение в отношении «преступников» пыток. Даже рабов, совершивших противозаконный поступок и, не сознающихся в этом, пытать было нельзя, если, на то не было официального разрешения их хозяев.
Как уже упоминалось в предыдущей статье, наказание ожидало и того, кто дал ложные показания в отношении обвиняемого. Параграф третий прямо указывает на то, что человек, не подтвердивший своего обвинения в адрес другого человека, карой которому может быть смертный приговор, сам подлежит, в этом случае, смерти. А в случае, если лжесвительствования даны в отношении «… хлеба или денег…», то, обвиняемый, не доказавший своих обвинений, сам должен понести наказание, которое мог бы понести ложно обвиненный человек. То есть, как видим, принцип «око за око, зуб за зуб», в Законах Хаммурапи» прослеживается с самого их начала.
Наказанию подвергались и «недобросовестные» судьи. В параграфе пятом сказано, что судья, уже вынесший приговор, этот приговор потом изменит, то он уплачивает увеличенный иск, который был представлен в этом деле и, затем никогда уже не может быть судьей. Видимо, это одна из форм борьбы с «коррупцией» судей в Древнем Вавилоне…
Далее, по тексту «Законов», можно проследить практически всю «повседневную» жизнь всех категорий жителей Древнего Вавилона, вплоть до незначительных подробностей, настолько полно все учтено и изложено. Наверное, не стоит вдаваться в подробности по каждому из параграфов «Законов Хаммурапи». Те, кого заинтересовала эта тема, могут совершенно самостоятельно прочитать эти самые законы в издании «Культурно – исторические памятники Древнего Востока».
Более подробно рассмотрим разделы о положении рабов в Древнем Вавилоне и семейное право, будет интересно. Но, об этом - в следующих публикациях.
Благодарю вас за внимание, дорогие друзья!
Ставьте «лайк», если статья пришлась вам по душе. Поделитесь ею с друзьями.
Подпишитесь на канал «Школа – Дома», чтобы не пропустить интересности всемирной истории!
Оставляйте свои комментарии.
До новых встреч!