В XVI-XVII на ничейных территориях, расположенных между тремя государствами - Россией, Речью Посполитой и Крымским ханством - возникло непрочное политическое объединение, в которое вошли как ранее обитавшие тут православные русичи, так и беглецы из соседних земель, хотевшие вольной жизни или что-то не поделившие со своим правительством. Со временем, удачные военные походы сплотили людей без роду, без племени в единое и могучее Запорожское низовое войско.
Французский военный специалист на польской службе Гийом де Боплан писал, что в середине XVII века на Сечи постоянно жило до 160 тысяч человек. Причем, большая часть из них была не казаками, а гражданским населением: торговцами, мастеровыми, оружейниками.
Желание не зависеть ни от кого привело к необходимости организации регулярных походов, чтобы содержать и кормить всю эту ораву людей. В наше время вид экономики, основанный на получении военной добычи, называется набеговым хозяйством.
Исторически, оно было основным способом получения дохода для многих народов, которые из-за географических или культурных особенностей не могли жить по-другому: викингов, степных кочевников, горцев Кавказа, крымских татар.
Такие набеги не были полноценной войной. Их основная задача - получить больше ценностей от грабежей, по возможности, избегая противостояния с армией противника. В крайнем случае, используя внезапность, старались нападать на не ждавшего беды малочисленного противника.
Ходили по суше - на Польшу, Россию, Крымское ханство или морем - на обширные турецкие владения и тот же Крым. В XVII веке морские набеги стали настолько интенсивными, что казацкие чайки полностью контролировали навигацию в Черном море, не раз разбивали османские флоты и грабили крупнейшие прибрежные города империи.
В более опасные сухопутные походы старались отправляться, заручившись поддержкой могущественных союзников. Запорожцы объединялись и со поляками, своими номинальными суверенами, и с крымцами, и с москвичами. Главной целью были именно грабежи, политические и религиозные моменты игнорировались. После "службы" православному царю сечевики могли продать свои сабли его противникам и нападать уже на русские земли.
Запорожское войско редко когда выступало в полном составе. Хоть оно и повиновалось избранному гетману, чаще всего казаки ходили за зипунами на все четыре стороны света одновременно. Конечно, такие отряды были не очень крупными и больше полагались на внезапность нападения. Водили их в бой кошевые атаманы, которых также выбирали из состава сечевиков.
В условиях постоянного противостояния формировалась воинская система ценностей. Война была образом жизни. Запорожцы совсем не боялись умереть во цвете лет и были готовы нападать даже на стократно превосходящего противника.
Отдаленное и изолированное положение Сечи исключало возможность ответных военных действий. Например, когда в 1676 году султан Мехмет IV пригрозил полностью искоренить запорожцев, казаки во главе с атаманом Иваном Серко написали ему такой ответ, который был крайне оскорбителен для любого монарха, христианского или мусульманского. Они могли себе это позволить, ведь карательная экспедиция была почти исключена.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Автору будет очень приятно. Пишу здесь об истории и современности Украины, о ее жителях и их отношении к происходящему в стране и мире.